Сущность и основные виды стратегий интернет-маркетинга
Серьезный современный бизнес не может существовать без собственного веб-сайта. Это весьма затратный проект, который требует пристального внимания. Без стратегии интернет-маркетинга, любые действия компании не приведут компанию к успеху на рынке.
Стратегия интернет-маркетинга – это программа действий по достижению поставленных целей и задач с учетом имеющихся ресурсов, и возможностей и рассчитанная на конкретный временной промежуток. Кратко – это подробный план действий по организации и ведению всех бизнес-процессов.
В этом случае основными целями являются:
- увеличение числа упоминаний компании и бренда в сети Интернет;
- увеличение числа лидов.
Любая стратегия, в том числе и интернет-маркетинга, состоит из следующих компонентов: четко поставленные задачи, фактические показатели и конкретные временные сроки реализации.
Стратегия интернет-маркетинга облегчает следующие процессы в компании:
- формирование представления о предприятии;
- детализация деятельности;
- оценка результатов работы;
- выбор новых маркетинговых инструментов в соответствии с целями и задачами;
- обоснованная оценка эффективности работы сотрудников компании и партнеров.
Различают три ключевые стратегии интернет-маркетинга:
- комплексный интернет-маркетинг;
- интернет-PR;
- вирусный или партизанский маркетинг.
Стратегия интернет-маркетинга зависит от задач предприятия. Поэтому чтобы выбрать правильную стратегию, необходимо ответить на один вопрос – зачем нужен интернет-маркетинг? Возможно, что компании больше подойдут узконаправленные стратегии интернет-маркетинга. К ним относят:
- защита репутации;
- реализация сложной продукции;
- сбор фанатов;
- продажа простых товаров;
- запуск проекта;
- полный переход в онлайн.
Процесс разработки стратегии интернет-маркетинга
Самая популярная ошибка многих компаний – это гонка за большими цифрами. Предприятия постоянно «подкручивают» свои интернет-ресурсы, бегают за кликами и показами рекламы, спамят различными рассылками, стремятся повысить трафик и конверсию сайта.
Такой подход без проработки стратегии не дает должного результата. Компания может довольствоваться лишь временными ростами продаж.
Процесс разработки стратегии интернет-маркетинга включает:
- исследование бизнес-модели
- постановка целей и задач для интернета;
- изучение целевой аудитории;
- понимание матрицы услуг;
- исследование спроса в Интернете;
- изучение конкурентов;
- разработка стратегии.
В первую очередь компания должна иметь бизнес-модель. На ее основе и создается карта целей интернет-маркетинга.
Компания должна иметь и уникальную стратегию развития. Она должка быть не слишком конкретной, но понятной руководству и акционерам. Детализацию стратегия получит в комплексе маркетинга, т.е. в наборе маркетинговых инструментов, с помощью которых она будет реализовываться.
Далее осуществляют маркетинговые исследования. Для построения эффективной стратегии интернет-маркетинга необходимы следующие исследования:
- рыночные;
- аудиторные;
- товарные;
- конкурентные;
- анализ клиентской базы;
- опрос потребителей.
Также необходимо проанализировать спрос в поисковых системах, в социальных сетях и тематических ресурсах. Оценка осуществляется в разрезе сегментов рынка, потребностей, ожиданий, возражений, конкуретности и уровня сформированности.
Только после этого и разрабатывается стратегия интернет-маркетинга, которая содержит:
- бизнес-модель;
- четкие цели;
- сегментирование целевой аудитории;
- минимальные ожидания клиентов;
- таргетинг;
- правильное позиционирование;
- оценка деятельности конкурентов;
- анализ рынка.
Общая схема разработки стратегии интернет-маркетинга выглядит следующим образом:
- формулирование целей и задач;
- описание клиентов;
- описание товара или услуги;
- проведение исследования рынка;
- медиапланирование;
- оценка эффективности.
Особенности разработки стратегии продвижения в интернете
После того, как компания оценила текущее положение дел, она может определить основные перспективы развития и сформировать стратегию.
Можно выделить ряд шагов, которые позволяют разработать стратегию продвижения бизнеса в интернете:
- формирование бренда и фирменного стиля до выхода компании на рынок;
- исследование конкурирующих фирм;
- копирование чужих передовых систем;
- изучение целевой аудитории;
- многоканальное продвижение продукции;
- подключение сервисов для оценки эффективности;
- маркетинг партнерских отношений.
На первом этапе компания разрабатывает логотип и другие элементы фирменного стиля, а также создает свой бренд. Это важная составляющая успеха маркетинговой деятельности. Это создание лица компании и работа с узнаваемостью бренда.
Обязательно нужно изучать сайты конкурентов, которые могут предоставить ценную информацию о ценовой политике, методах продвижения и продаж онлайн. Необходимо обращать внимание на каждую мелочь: число подписчиков, их отзывы и комментарии, качество подписной базы.
Если на втором этапе была обнаружена успешная стратегия, которая реально приносит прибыль, то ее следует принять на вооружение. Главное условие – это не слепое копирование, а доработка и адаптация стратегии под свой бизнес.
Охватить всю целевую аудиторию невозможно, поэтому выберите ее ядро. Компания должна тщательно проанализировать целевую аудиторию, ее страхи, мотивы, возражения и сосредоточить свою работу с этой группой. Для этого составляется портрет идеального потребителя.
Пятый этап предполагает использование всех возможных каналов продвижения продукции:
- социальные сети;
- ведение блога компании;
- сбор базы для рассылки по электронной почте;
- видеоконтент;
- баннерная реклама;
- работа с платными каналами продвижения (Adwords, Direct);
- публикации на сторонних тематических сайтах.
Обязательно следует создать профиль в Google Analytics, чтобы отслеживать эффективность рекламных кампаний и корректировать ее исходя из поведения целевой аудитории.
В итоге компания должна задуматься о перспективах партнерских программ еще до запуска рекламы. Это источник потенциальных потребителей, способ продвижения сайта, который не требует больших вложений.