Сущность, цели и задачи экологического маркетинга
Экологический маркетинг – это маркетинг экологичных услуг и товаров.
Экологический маркетинг ориентирован на удовлетворение потребностей общества и его членов в сохранении экологии, разумном использовании ресурсов и потреблении экологичной продукции (чистой и безопасной). По большому счету он включает в себя комплекс методов и средств, направленных на удовлетворение различных интересов потребителей благодаря более интенсивному продвижению соответствующей продукции при условии минимализации наносимого окружающей среде вреда на всех стадиях развития.
Иногда экологический маркетинг также называют «зеленым». Некоторые ученые отождествляют зеленый маркетинг с маркетингом, призванным видоизменить потребительское мировоззрение, обеспечивая тем самым новые направления для конкуренции и достигая принятия рынком новаторских решений в части борьбы с проблемами окружающей среды.
В своем развитии экологический маркетинг прошел ряд этапов. Основные из них представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Этапы эволюции экологического маркетинга . Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Начало развитию экологического маркетинга было положено еще в 60-х гг. ХХ века, когда государства мира начали сотрудничать друг с другом в сфере финансирования экологически значимых мероприятий и разработки соответствующих законодательных актов. Второй этап его развития был сопряжен с работой государств над вопросами глобальной безопасности в сфере экологии. Третий этап развития экологического маркетинга продолжается и по сей день. Он характеризуется объединением сил разных стран в сфере действия конкретных обязательств в различных областях, таких как сохранение биосистемы, водоснабжение, сельское хозяйство и энергетика.
Основополагающей целью экологического маркетинга считается трансформация часть сообщества, которое ориентировано на экологию. Его основной задачей выступает продвижение среди потребителей, партнеров и иных контрагентов, товаров и услуг, нацеленных на поддержание экологичности потребления, сохранение экологии среды обитания и пропагандирующих экологичный стиль жизни и бизнеса.
По большому счету экологический маркетинг дает возможность продумать и сформировать структуру системы выживания корпоративного сектора в условиях, при которых рынок стремится создать экологичную среду обитания.
Концептуальные основы реализации экологического маркетинга
Опираясь на основы классического маркетинга, маркетинг экологический имеет свою специфику. Если обычный маркетинг нацелен на удовлетворение рыночных потребностей, то экологический маркетинг ориентирован на удовлетворение не просто потребностей рынка, а потребностей рыночного сообщества, которое нацелено на поддержку и улучшение собственной среды обитания. Как правило, те представители бизнеса, которые реализуют концепцию экологического маркетинга, продвигают на рынок не товары и услуги сами по себе, а их экологичность и бизнес-философию, которые наносят минимальный вред природе в ходе производства, реализации, потребления, переработки и последующей утилизации продукции.
Таким образом, экологический маркетинг нацелен на популяризацию взглядов компании на добычу природных ресурсов, обеспечение их сохранности, поддержание экологичности на всех этапах производства продукции, обеспечение сохранности природы в ходе транспортировки продукции до потребителя и ее использовании, а также безопасное для биосферы размещение отходов.
На сегодняшний день концепция экологического маркетинга входит в состав социально-этического маркетинга, согласно которому основная задача бизнеса заключается в том, чтобы выявить потребности и интересы целевого рынка и обеспечить его желаемую удовлетворенность более эффективно, нежели это сделают конкуренты, сохраняя и укрепляя при этом благополучие как непосредственно потребителей, так и общества в целом.
Основными методами реализации концепции экологического маркетинга выступают:
- производство и реализация экологичный товаров и услуг;
- разработка и внедрение норм законодательства, которые бы предписывали те или иные стандарты использования природных ресурсов;
- поддержание инноваций, в той или иной форме подразумевающих изменение культуры поведение и потребления, мотивации и создание сообщества, которое было бы заинтересовано в новых экологичных товарах и услугах;
- разработка и внедрение безотходных производств и безопасная утилизация отходов;
- развитие доверия покупателей и поддержание потребительской лояльности за счет эффективного решения экологических проблем;
- построение устойчивых и результативных обратных связей с потребителями экологичных товаров;
- экологический PR, основанный на поддержании открытости бизнеса, сознании положительного имиджа компании в глазах стейкхолдеров.
Практическое внедрение концепции экологического маркетинга дает бизнесу мощный инструмент, посредством которого он может более эффективно и результативно вести свою рыночную деятельность в условиях всеобщей борьбы за экологию.
Маркетинг здорового образа жизни и его особенности
Маркетинг здорового образа жизни – это маркетинг, ориентированный на поддержание, продвижение и популяризацию правил и норм ЗОЖ.
Само понятие ЗОЖ или здоровей образ жизни включает в себя целый комплекс аспектов человеческой деятельности, начиная от правильного питания и отказа от вредных привычек и заканчивая активной физической деятельностью и отдыхом. Сегодня вести здоровый образ жизни становится модно и популярно.
В науке маркетинг ЗОЖ в как таковое самостоятельное направление не выделен. Вместо этого он входит в состав социального маркетинга.
Основной задачей маркетинга здорового образа жизни выступает формирование эффективных инструментов и разработка коммуникационных каналов, предназначенных для формирования эффективных социальных установок населения в части поддержания здорового образа жизни. Выполняя определенную социальную функцию, он ретранслирует нормы, ценности и стиль здорового образа жизни.
Основными целями продвижения ЗОЖ выступают:
- популяризация ЗОЖ, его принятие на поведенческом уровне;
- установление диалога с целью выявления общности интересов и представлений;
- выстраивание доверительного отношения к информации о ЗОЖ со стороны общественности;
- обеспечение понимания населением информации о ЗОЖ, предоставляемой в рекламе и пр.
На сегодняшний день маркетинг начинает играть весьма весомую роль в продвижении и популяризации здорового образа жизни. Для того чтобы обеспечить его дальнейшую эффективность, необходимо изучить какое влияние на формирование ЗОЖ оказывают образы, идей и иные составляющие социального маркетинга, а полученные результаты положить в основу рекламы.