Понятие и виды добавленной ценности продукта
Про добавленную ценность стали готовить недавно. Экономисты-классики рассматривали категорию «ценность». Они определяли ее как свойства продукции или услуги, способные удовлетворить потребности потребителей.
Различают два вида ценности:
- потребительская ценность (свойства товаров, способные удовлетворить потребности и запросы людей);
- меновая ценность (способность продукции к обмену, эквивалент обмена на другие товары в количественной форме).
По мнению всех экономистов, ценностью обладают именно экономические блага, т.е. те, которые созданы трудом человека. Если этих благ меньше, то и ценность их выше, и наоборот.
Что касается понятия добавленной ценности, то оно является чисто теоретическим.
Добавленная ценность – это ценность, которая создана компанией-производителем и не включает стоимость товаров, приобретенных ею для изготовление своих товаров.
Добавленная ценность определяется как разница между рыночной стоимость продукции и материальными расходами на ее производство.
ДЦ = РЦ - МЗ, где:
- ДЦ – это добавленная ценность;
- РЦ – это рыночная цена;
- МЗ – материальные затраты.
В добавленную ценность входят и неценовые категории:
- функциональность продукта;
- известность бренда;
- эстетичность;
- дополнительные услуги;
- сервис и др.
Добавленная ценность продукта – это все, за что покупатель готов даже переплатить.
Виды добавленной ценности:
- клиентский сервис;
- удобная доставка и оплата;
- упаковка;
- приятные мелочи (подарки);
- элитарность и ограниченный выпуск;
- постпродажный сервис.
Клиентский сервис – это служба поддержки покупателей по телефону или в чате на сайте. Если проблема клиента решается быстро, то это большой плюс к имиджу компании.
Для привлечения покупателей важно, чтобы компания предоставляла различные способы оплаты и доставки. Вариантов оплаты много: наличным, безналичным вариантом, электронными кошелками или в кредит. Некоторые покупатели экономят свои средства и сами забирают приобретенный товар. Другие предпочитают воспользоваться службой доставки, чтобы быстро получить заказ.
Упаковка является лицом бренда или магазина. Это может быть дорогой бутик, которые кладет платье или туфли в фирменный пакет или кафе быстрого питания, которое также кладет с пакет со своим логотипом еду на вынос.
Продавцы многих магазинов для привлечения совершить повторные покупки и удержания своих клиентов часто кладут в пакеты с покупками небольшие подарки. Это формирует лояльность потребителей к бренду или компании.
Некоторые предпочитают ограниченность, желают стать члены закрытого клуба, за вступление в который платят взносы.
Сервис хорошей компании не ограничивается только во время покупки. Существует и постпродажное обслуживание клиентов, например, настройка купленной техники или общение с покупателями в закрытом чате на предмет обмена опытом использования изделия компании и т.д.
Анализ добавленной ценности товара
Главный принцип упрощения процессов в компании считается анализ добавленной ценности. Когда продукт преобразуется из сырья в готовое изделие, то с ценностью товара происходят две вещи:
- процесс поглощает стоимость затрат (сырье, материалы, труд рабочих, энергия и т.д.), но добавленная ценность не зависит от этих расходов;
- при добавлении в товар функциональности, эстетичности, известности бренда и др. его ценность повышается.
В этом случае продукцию можно продать по более высокой цене, чем суммарные расходы, которые включает в себя производственный процесс. Компании часто сталкиваются с тем, что ценность товара, выраженная в цене, по которой потребители готовы его купить, должна быть выше производственных расходов.
Отсюда, добавленная ценность является теоретической концепцией, которая выражает рыночную стоимость и фактические материальные расходы.
Величину добавленной ценности можно рассчитать по следующей формуле:
$AV = Va - Vb$, где:
- $AV$ – добавленная ценность (added value);
- $Va$ – ценность после обработки;
- $Vb$ – ценность до обработки.
В рамках производственного процесса осуществляется ряд действий, которые делятся на три категории:
- действия, добавляющие ценность товара с позиции конечного потребителя;
- действия, добавляющие ценность компании;
- действия, не добавляющие ценности.
Первая группа предполагает осуществление операций, благодаря которым товар отвечает своему функциональному назначению и приобретает соответствующий внешний вид.
Вторая группа – это операции, во время которых по мнению потребителей никакой новой ценности не добавляется. Но они нужны с позиции предприятия. Это, например, планирование производства, обслуживание и ремонт оборудования, HR-менеджмент и др.
Третья группа действий означает действия, которые вообще ни для кого не добавляют ценности. Например, вынужденные простои производства, складирование, переделка изделия и т.д.
Анализ добавленной ценности включает в себя оценку каждого отдельного действия бизнес-процесса для определения его ценности для конечного потребителя. Ключевая задача анализа состоит в классификации всех действий по трем категориям, чтобы оптимизировать действия из второй группы и исключить действия из третьей.
Способы повышения добавленной ценности продукции
Просто поднять цену на товар не так просто, поскольку она напрямую связана с его характеристиками. А увеличить добавленную ценность проще. Но есть определенные нюансы:
- определить, какие именно виды добавленной ценности нужны клиентам (фирменные пакеты, круглосуточная техподдержка и др.);
- добавленная ценность должна приносить доход компании (если вложенные средства не оправдывают себя, следует пересмотреть виды добавленной ценности и добавить новые);
- добавленная ценность возникает обычно в тех местах, где компания может предоставить необычную для потребителей услугу или сервис (например, круглосуточная доставка еды из ресторанов, цветов и т.д.).
- добавленная ценность привязана к цене (она не имеет абсолютного значения);
- обязательный и важный момент – это обратная связь (проведение опросов клиентов поможет выявить сильные и слабые места, скорректировать деятельность организации).