Концепция бенчмаркинга
Бенчмаркинг появился изначально в геодезии, затем стал широко применяться в маркетинге, логистике, управлении качеством и персоналом. Бенчмаркинг является механизмом оценки эффективности одной компании сравнительно с показателями другой, более успешной компании.
Главной составляющей концепции бенчмаркинга являются внутрифирменные технологии по ведению бизнеса, на основе которых выявляются степени и критерии сравнения.
Руководство компаний, которые используют концепцию бенчмаркинга, должен постоянно следить за тем, чтобы политика была понятна персоналу, и они ее поддерживали. Ответственность за качество производимых товаров несет высшее руководство.
Бенчмаркинг – это результат деятельности команды, а не отдельного человека. Работу данной команды нужно стратегически встраивать в бизнес-процессы компаний.
Концепция бенчмаркинга считается определенным шаблоном или алгоритмом сбора данных, которые необходимы компании для систематических изменений качества и производительности продукции в целях обойти предприятия -конкуренты. Это некое искусство поиска того, что другие делают лучше, исследование, применение и модернизация бизнес-процессов.
Главная цель бенчмаркинга – это повышение конкурентоспособности продукции, а также улучшение показателей деятельности организации.
Конкретной целью бенчмаркинга является сравнение компании с лидирующей организацией по поводу того, какими средствами она получила высокие результаты своей работы. Затем для повышения эффективности деятельности своей компании происходит копирование бизнес-процессов.
Чтобы достичь цель бенчмаркинга следует решить две задачи:
- диагностика собственной деятельности и сравнение показателей с другими организациями;
- установление и применение лучшего опыта других компаний в своей фирме.
Бенчмаркинг является самым распространенным методом проведения исследований конкурентной среды. Это актуально в тех случаях, когда компании необходимо выявить, почему конкурирующая фирма развивается лучше, чем изучаемый объект. Результаты бенчмаркинговых исследований используются для повышения удовлетворенности, лояльности клиентов, а также производительности работы персонала компании.
Выделяют пять основных принципов бенчмаркинга:
- концентрация на качестве;
- важность бизнес-процессов;
- неизбежность учета слабых мест классической модели TQM в процессе планирования бенчмаркинга;
- проведение внешнего бенчмаркинга на постоянной основе;
- бенчмаркинг – это основа выживания.
Принципы бенчмаркинга: концентрация на качестве и важность бизнес-процессов
Первый принцип предполагает всестороннюю концентрацию на качестве, которая предполагает систематическую работу в сфере качества по всем аспектам деятельности предприятия.
В данном случае особое внимание уделяется мотивации и лояльности персонала компании. Именно персонал несет ответственность за качество производимых товаров и услуг, а также за полное удовлетворение потребностей потребителей.
Отсюда тот подход, который следует использовать для решения проблем качества, должен быть направлен на устранение ошибок и брака, а не пытаться обнаруживать и исправить уязвимые места.
В целях понимания и принятия философии бенчмаркинга в рамках концентрации на качестве необходимо тщательно и глубоко перестраиваться корпоративную культуру предприятия. Такая модернизация ориентирована на переход от методов, которые противодействуют появлению брака к подходу, который не допускает его появление.
Кроме этого происходят и организационные изменения. Особое значение имеет нахождение «внутренних покупателей», т.е. персонал компании, а также определение и удовлетворение их потребностей (благоприятные условия работы и пр.). также существенное внимание уделяется взаимоотношениям между поставщиком и потребителем.
Второй принцип бенчмаркинга – это важность бизнес-процессов. Все процессы, которые протекают в компании, для бенчмаркинговой деятельности имеют важное значение, чем процесс функционирования структурных подразделений (отдел маркетинга, отдел сбыта, отдел продаж, финансовая служба и т.д.).
Любая организация – это система основных и второстепенных бизнес-процессов. Основной бизнес-процесс связан с производством продукции или предоставлением услуг конечному покупателю. Главная задача большинства функциональных подразделений предприятия – это обслуживание бизнес-процессов, которые протекают в компании. Но ответственность за протекание бизнес-процессов не закреплена за конкретным подразделением
В результате конечный потребитель товаров и услуг должен полагаться на качество и положительный итог реализации каждого этапа каждого бизнес-процесса, отлаженный коммуникационный процесс между всеми функциональными подразделениями.
Тщательный анализ каждого бизнес-процесса в компании позволяет определить не только положительные, но и отрицательные моменты. Это необоснованные задержки, отсутствие четкого закрепления ответственности за успешность процесса, недостаток оперативного контроля и т.д.
По концепции бенчмаркинга любой бизнес-процесс обязательно маркируют. Это делается для того, что определить насколько успешно протекает бизнес-процесс, спланировать внедрение изменений, которые будут мониторить достижения предприятия в сфере совершенствования бизнес-процессов.
Сосредоточение на бизнес-процессах способствует всесторонней оценке внутренней работы компании как открытой системы.
Принципы бенчмаркинга: неизбежность учета слабых мест классической модели TQM в процессе планирования бенчмаркинга
Традиционная модель всеобщего менеджмента качества (TQM) основана на:
- необходимости постоянного совершенствования;
- важности потребителя;
- культурных изменениях;
- постоянной природе улучшений;
- командной работе и важности вклада каждого сотрудника.
Программа реализации системы TQM находится под контролем высшего звена менеджмента компании, и до внедрения она должна быть тщательно спланирована, протестирована и подкорректирована.
Если организация принимает решение о необходимости разработать и реализовать программу внедрения системы TQM, то она признает неэффективность управления ранее.
Принципы бенчмаркинга: проведение внешнего бенчмаркинга на постоянной основе и бенчмаркинг – это основа выживания.
Четвертый принцип предполагает непрерывное, всестороннее изучение основных конкурентов и лучших кейсов из мировой практики. Также компания должна понять важность внутренних бизнес-процессов. Данные аспекты объединяются в единую систему и систематически анализируются внешними бенчмарками. Результаты данной оценки служат основной для реализации процесса улучшения.
Пятый принцип означает, что без бенчмаркинга организация в условиях агрессивной среды просто не выживет. Но доводить дело до критического состояния не стоит.