Общая характеристика научной индукции
Методы научной индукции – это имеющие научно-обоснованную базу варианты применения метода познания, позволяющего установить общие правила применительно к некоторому классу предметов на основе изучения отдельных представителей этого класса и определения у них общих черт, позволяющих объединить их в один класс.
В индуктивных умозаключениях связь между посылками и заключением основана не на логическом законе (как в дедукции), из-за чего вывод заключения из посылок происходит не с логической необходимостью, а лишь с некоторой степенью вероятности.
В случае индуктивных построений истинность посылок не является гарантией истинности заключения. При этом в заключении может содержаться информация, которой нет в посылках. В роли посылок выступают суждения, выделяющие полученную опытным путем информацию о повторяемости у ряда предметов, относящихся к одному классу (множеству), некоторого признака.
Индукция бывает двух типов:
- полная, когда вывод строится на основе проведенного исследования всех элементов рассматриваемого класса;
- неполная, когда вывод строится на основе проведенного исследования только части элементов рассматриваемого класса.
Полная индукция, в свою очередь, подразделяется на:
- математическую индукцию – прием, предназначенный для доказательства общих положений дедуктивной науки. Общее положение обосновывается возможностью доказать каждый частный случай. В основе этого метода лежит принцип бесконечной индукции по натуральному ряду;
- эмпирическую индукцию – рассуждение, базирующееся на опытном (непосредственном) изучении элементов сравнительно небольшого регистрируемого множества.
Неполная индукция подразделяется на:
- эмпирическую индукцию;
- популярную индукцию – установлении повторяемости признаков у отдельных предметов класса через их простое перечисление. Целью популярной индукции выступает констатация сходства по определенному признаку у исследуемых предметов;
- научную индукцию – установление повторяемости признака у некоторых принадлежащих классу предметов путем выявления причинной зависимости этого признака от конкретных свойств предмета.
В индуктивной логике индукция рассматривается двояко:
- как вывод (специфический тип рассуждения);
- как вид опытного (эмпирического) познания.
Во втором случае индукция выступает в роли:
- одного из методов образования эмпирических понятий;
- одного из методов обоснования и подтверждения эмпирических законов;
- одного из методов открытия гипотез и причинно-следственных закономерностей;
- основы построения естественных классификаций.
В процессе постановки и решения познавательных задач индукция также может быть рассмотрена как:
- метод получения новых знаний;
- метод обоснования теорий и гипотез.
Перечисленные сведения позволяют сформулировать определение научной индукции.
Под научной индукцией понимают умозаключения, в которых обобщение выстраивается путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.
Научная индукция может реализоваться на основе одного из двух подходов:
- индукция методом отбора (селекция). Под селективной индукцией понимают умозаключения, в рамках которых выводы о принадлежности классу признака базируются на знаниях об образцах, полученных методичным отбором явлений из разных частей этого класса;
- индукция методом исключения (элиминация). Под элиминативной индукцией понимают систему умозаключений, в рамках которой построение выводов о причинах исследуемых явлений производится путем выявления подтверждающих факторов и исключения факторов, которые не удовлетворяют свойствам причинной связи.
Научная индукция предполагает, что посылки содержат информацию не о любых предметах из исследуемого класса, а об отобранных по особым принципам предметах. Исследователь должен обладать знанием о том, какие факторы оказывают влияние на интересующий его признак. Посредством такого отбора формируется класс выбранных предметов – выборка, подвергающаяся полной проверке для последующей экстраполяции результатов на весь класс.
Индуктивные методы установления причинных связей
Для индуктивного установления причинных связей используются следующие методы:
- метод единственного сходства. Суть метода состоит в следующем: если наступлению исследуемого явления Х постоянно предшествует какой-то фактор F, в то время как другие факторы меняются, вероятно, этот фактор F и есть причина наступления Х;
- метод единственного различия. Суть метода состоит в том, что, если некий фактор F наблюдается, когда наступает явление Х, и отсутствует при отсутствии этого явления, а все остальные факторы не меняются, то, вероятно, F выступает причиной явления Х;
- соединенный метод сходства и различия. Суть этого метода состоит в следующем: если в двух или большем числе ситуаций, когда наступает рассматриваемое явление Х, совпадает только одно условие F, и в то же время в двух или более ситуациях, когда явление Х отсутствует, отличаются от первой группы ситуаций только отсутствием условия F, то можно предположить, что F является причиной Х;
- метод сопутствующих изменений. Этот метод состоит в том, что, если при изменении фактора F в той же степени меняется явление Х (при неизменных других факторах), вероятно, причиной Х является F;
- метод остатков. Суть метода состоит в том, что, если вычесть из ситуации ту часть, которая, как было установлено в предшествующих индукциях, является следствием установленных предыдущих факторов, то остаток этой ситуации должен быть следствием остальных факторов.
Пример открытия, совершенного с помощью метода научной индукции. Мария Склодовская-Кюри установила, что лучи, испускаемые некоторыми урановыми рудами, превышают по интенсивности излучение урана. Она предположила, что в этих соединениях присутствуют какие-то неизвестные радиоактивные вещества. Так были открыты новые элементы – полоний и радий.