Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Индукция как общенаучный метод научного познания

Понятие индукции

В процессе научного исследования исследователю часто приходится делать выводы о неизвестном, опираясь на уже существующие знания. В этом ему помогает индукция.

Определение 1

Индукция – это метод познания, основанный на формально-логическом умозаключении, позволяющем сделать общий вывод на основе отдельных фактов.

В основе индукции лежит опыт, экспериментирование и наблюдение, при использовании которых происходит сбор отдельных фактов, после чего исследователь выделяет общие и повторяющиеся черты определенного числа явлений, которые относятся к определенному классу. Затем, на этой основе он строит индуктивный вывод, опирающийся суждения об отдельных объектах и явлениях с указанием их повторяющихся характеристик, а также суждение о классе, который включает эти объекты и явления. Наконец, получается суждение, в котором характеристика, идентифицированная в наборе уникальных объектов, приписывается всему классу.

Большинство философов считают индуктивные выводы вероятностными. При этом, если вероятность интерпретируется эмпирически, то тогда эмпирические утверждения просто сводятся к вероятностным утверждениям. Примером такого отношения к индукции является концепция Б. Рассела, по которой истинность индуктивных выводов заключается в их выполнимости в большинстве случаев. Иными словами, вероятность нужно рассматривать как относительную частоту в конечной последовательности испытаний. Чтобы приписать такую вероятность научным выводам, Рассел сделал ряд предположений в терминах относительной частоты. Поступая так, он рассматривал эти постулаты как гипотезы, в которые мы должны верить, если мы хотим оправдать нашу веру в научные выводы.

С эпистемологической точки зрения интересна проблема обоснования индукции. Важность этой проблемы проистекает из важности индуктивного мышления для современной науки. Успех в решении этой проблемы – ответ на вопрос, на каком основании мы признаем часть индуктивного рассуждения приемлемой, несмотря на то, что во всех индуктивных рассуждениях истинность посылок никак не гарантирует истинности заключения. При этом все ответы, предложенные со времен Д. Юма, который поднял этот вопрос, были безуспешными – каждая попытка оправдать индукцию неявно предполагала легитимность индукции. Дж. С. Мил считал, что законность индукции гарантируется однородностью Вселенной.

«Индукция как общенаучный метод научного познания » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В настоящее время наиболее популярным является рассмотрение проблемы индукции, которое предложил П. Стросон. По его мнению, проект индукционного обоснования противоречив. Он считает, что оправдание индукции равносильно приданию индуктивному рассуждению статуса дедуктивного. В то же время основная ценность индуктивного рассуждения состоит в том, что, в отличие от дедуктивного правильного рассуждения, оно позволяет нам получать новую информацию. Итак, чтобы оправдать индукцию, нужно сказать, что индуктивные рассуждения, вопреки очевидному, не приводят к новой информации, что, согласно Стросону, абсурдно.

Типы индукции

Индуктивные рассуждения делаться на два типа:

  • полная индукция,
  • неполная индукция.

Полная индукция применима в случаях, когда изучаемый класс объектов виден и все объекты этого класса могут быть пронумерованы. В этом случае изучается каждый из объектов, включенных в класс, в попытке обнаружить на этой основе их общие характеристики. При этом в ряде случаев рассматривать абсолютно каждый объект того или иного класса необязательно. Затем применяется неполная индукция.

Неполная индукция предполагает создание общего вывода на основе изучения ограниченного числа объектов определенного класса. Есть два типа неполной индукции:

  • популярная индукция (или индукция простым перечислением),
  • научная индукция.

Популярная индукция построена как обобщение серии наблюдений за подобными явлениями, в которых фиксируется повторяющаяся характеристика. Фиксация нового признака в определенном количестве объектов здесь производится, как правило, без предварительного плана исследования: обнаружив подобный признак у первых объектов определенного класса и не встретив ни одного противоречивого случая, они передают указанную характеристику для всего класса объектов. Отсутствие противоречивых случаев – основная причина для принятия индуктивного вывода.

Вывод, полученный популярной индукцией, имеет относительно низкую степень достоверности, и когда исследования проводятся на основе расширения класса изученных случаев, этот способ может оказаться ошибочным. Следовательно, популярная индукция может использоваться в научных исследованиях, чтобы делать первые и грубые предположения. Ее часто используют на ранних этапах познания нового класса объектов, но такой метод не может служить надежной основой для индуктивных обобщений, полученных наукой.

Научная индукция – это поиск причинно-следственных связей между явлениями с целью обнаружить существенные характеристики объектов, которые объединены в класс.

Существует три основных типа научной индукции:

  • Индукция путем отбора случаев – учитывает характеристики каждой группы случаев.
  • Индукция путем изучения причинно-следственных связей – метод поиска причинно-следственных связей в ходе изучения определенного набора обстоятельств, которые предшествуют наблюдаемому явлению. Этот метод характерен для многих видов экспериментальных исследований объектов.
  • Индукция путем изучения единственного представителя некоторого класса. В этом случае, когда рассуждают о принадлежности или отсутствии определенного атрибута в объекте, его отдельные свойства не должны использоваться, чтобы отличить его от других объектов того же класса.

Эти типы неполной индукции играют чрезвычайно важную роль в познании. В целом неполная индукция позволяет сократить научные исследования и прийти к общим договоренностям, раскрытию модели, не дожидаясь подробного изучения всех явлений этого класса. Однако она также содержит важное ограничение, заключающееся в том, что вывод неполной индукции обычно не дает достоверных сведений. Знания, полученные с помощью неполной индукции, обычно проблематичны и вероятностны. Отсюда возможность многих ошибок в результате поспешных обобщений.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot