Йохан Хёйзинга – ($1872 – 1945$) нидерландский философ, историк, исследователь культуры.
Основные труды
- «Осень Средневековья»,
- «Об исторических жизненных идеалах»,
- «Homo Ludens, Статьи по истории культуры»,
- «Тени завтрашнего дня. Человек и культура».
Биография
Родился в семье священника, обучался истории индоевропейской литературы и общественной истории.
Мировую известность Хёйзинге принесли его работы по истории западноевропейского Средневековья и Возрождения.
К важным отраслям своей деятельности Хёйзинга относил:
- историографию,
- исследование концепции развития мировой культуры,
- критический анализ современной эпохи.
Масштабный анализ роли мифа и фантазии в мировых цивилизациях отсылает Хёзинга к схожим трудам Мосса и Леви-Стросса.
Своим трудом и интересом к социальной психологии, изучение ментальности, уклада средневековой жизни дают возможность говорить о нем как о непосредственном предшественнике французской исторической школы анналов.
Профессиональная деятельность.
Хёйзинга занимался по большей части «зрелыми и надламывающимся» переломными эпохами, в процессе столкновения традиций и новых тенденций в обществе, к примеру такие эпохи как Реформация, Ренессанс.
Находясь под воздействием Шпенглера, Хёйзинга занимается проблематикой типологизации культур, отсылаясь к мифологическому анализу культурно-исторических эпох. Отличительным критерием Хёйзинги является его подход в исследовании и характеристике социальных утопий, вечных тем культуры, вроде идеала возврата к природе, золотого века, рыцарского идеала.
Игра
Особую роль в становлении культуры получила концепция игры. Цивилизационная роль игры, по Хейзинге, это добровольное придерживание установленных правил, чтобы обуздать страсти. Игра является фундаментом человеческого социума. Для Хёйзинги важно было отметить антиавторитарную функцию игры, где можно допустить другой выбор, где отсутствует гнёт серьёзность.
Критика массовой культуры.
В работах $30-40$ годов Хёйзинга отображает свою критическую оценку, касающуюся массовой культуры. «В тени завтрашнего дня» синонимична по духу трудам Ортеги-и-Гасстета, Ясперса, Марселя.
К основным моментам кризиса современной западной цивилизации Хёйзинга относит явно обозначившиеся тяги к иррационализму, интуитивизму в философии и обществе, в культуре до-логического, к воинствующей мифологии, особенно в Германии $30$-х годов $20$ века.
Следствием этих процессов являются релятивация нравственных ценностей, коллективный эгоизм, гипернационализм, касающийся международных отношений.
История
Являясь жертвой тоталитарных режимов, Хёйзинга отмечает, что $20$ век подчинил историческую науку и сделал ее механизмом лжи. От лица истории реализуются:
«кровожадные идолы, которые грозят поглотить культуру».
История замещается научным, мифологическим и религиозным синтезом. Однако, Хёйзинга позитивно мыслит по поводу способностей истории, которая является объективным знанием и несёт нравственную миссию познания. Историк должен нести ответственность перед человечеством и будущим.
«История – это духовная форма, в которой культура отдаёт себе отчет о своём прошлом».
Культура.
Культура, по Хёйзинге, ассоциируется первоначально, как самосознание свободного, нравственного человека, который является частью коллектива.
Баланс между духовными и материальными ценностями обеспечивает достаточно качественный уровень культуры в какой-либо эпохе. Это достижимо не через высоту, достигнутую культурой или ее отдельными явлениями, такими как религия, искусство, техника, а с помощью согласования культурных функций, которое позитивно сказывается на целостности и стойкости системы.