Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Е. Финк)

Концепция игровой культуры является наиболее распространённой культурологической концепцией в настоящее время. Представителями этой концепции являются Й. Хейзинга, Х. Ортага-и-Гассет, Е. Финк.

Игра в концепции Йохана Хейзинга

Йохан Хёйзинга – ($1872$ – $1945$) нидерландский философ, историк, исследователь культуры.

Основные труды:

  • «Осень Средневековья»,
  • «Об исторических жизненных идеалах»,
  • «Homo Ludens, Статьи по истории культуры»,
  • «Тени завтрашнего дня. Человек и культура».
Замечание 1

Игру в своей концепции Хейзинга понимал в качестве культурно-исторической универсалии. В труде – «Человек играющий» он рассматривает одни из наиболее глубинных слоёв истории и формирования культуры – игровые.

Статья: Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Е. Финк)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Игровое начало, по мнению Хейзинга, является не только свойством художественного процесса, но так же рассматривается в качестве основания всей культуры.

Игра по времени превосходит культуру. Ключевые характеристики игры оформились до появления человеческого общества, их можно наблюдать в игровой деятельности животных.

Игра сопровождает культуру в ее исторических периодах, формирует и описывает большое количество культурных феноменов. Игра имеет культуроформирующее свойство, которое изменяет окружающую действительность. Прежде чем изменить окружающую среду через материальные средства, человек прорабатывает изменения, «проигрывает» их в своём воображении.

Стоит отметить, что Хейзинга не ограничивает игру лишь духовными проявлениями. Всем сферам материальной культуры так же присущи игровые элементы.

Идеалы социальной жизни выполняют одну из ведущих функций в процессе реализации игрового начала, которое формирует духовную действительность.

Иногда игре свойственно выполнять функцию драматургического начала, когда реализуется высший социальный сюжет. Общественным идеалам так же присущ игровой компонент, поскольку идеалы тесно связаны с полем мечтаний, фантазий, которые выражаются в игровой области культуры.

«Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Е. Финк)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Как утверждает в своей концепции Хейзинга, эпохи «играют» в реализацию своих идеалов, к примеру, Ренессанс стремился воплотить идеал античного мира, не ориентируясь на создание оригинальных идей.

Признаки игры:

  • Игра есть свобода
  • Игра не является обыденной, настоящей жизнью
  • Игра замкнута и ограниченна
  • Игра имеет свой порядок

Концепция игры Х. Ортега-и-Гассета

Х. Ортега-и-Гассет ($1889$ – $1955$) испанский философ, социолог, автор трудов «Восстание масс», «Размышления о Дон-Кихоте» Вместе с размышлениями Хейзинга, Ортега-и-Гассет так же интересуется судьбой нынешней культуры, кризисным бытием личности в условиях «массового общества». В духовных ценностях аристократической элиты Оретега-и-Гассет усматривает возможность перерождения культуры.

Ортега-и-Гассет является теоретиком элиты. Свои социологические размышления он представляет в работе «Дегуманизация искусства», в которой рассматривает различные человеческие составляющие» народ, массу и элиту.

Выдающиеся люди сосредотачивают свою жизнь в игровой сфере. Игра является заменой обыденной жизни масс, ее утилитаристскому настроению, пошлому бытию. Ортега-и-Гассет видит различные оттенки игры: трагическую и ликующую, спортивную и праздничную.

Концепция игры Е.Финка

Немецкий философ Финк рассматривает игру в качестве важнейшего феномена человеческого бытия, наряду со смертью, трудом, господством и любовью.

Замечание 2

Игровое начало проходит через всю жизнь человечества и формирует оригинальный способ осознания бытия. Споря с Хейзингой, Финк утверждает, что игра – это важнейший способ воплощения человеческой деятельности, который не свойственен животным. Только у человека имеется фантазия, которой он оперирует в процессе изменения окружающей среды.

Фантазия является основанием игры, с помощью которой реализуются духовные возможности культуры. Таким образом понимается возвышенность человека над природным миром, и так рождается культура.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot