Георг Вильгельм Фридрих Гегель – ($1770 – 1831$) немецкий философ, представитель немецкой классической философии.
Общая характеристика эпохи
Немецкая философия второй половины $18$ – первой половины $19$ вв., вошла в историю мировой философии под названием классической. Она является органической частью европейской философии Нового времени, начало которой положили Бэкон и Декарт.
Гегель – представитель нового нерелигиозного, а светского, просветительского представления о культуре. > Девиз эпохи Просвещения: «имей мужество пользоваться собственным умом».
В основе нового мировоззрения лежит взгляд на индивида как свободного активно-деятельного, суверенного индивида.
Гегель сказал:
«Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».
Представителям немецкой классической философии удалось отразить ритм, динамику, запросы своего времени. Они занялись изучением истории и человеческой сущности.
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель высоко ставят философию, поскольку мыслят ее как строгую и систематическую науку, но науку специфическую по сравнению с естествознанием.
Философия Гегеля строится на основе почтительного отношения к науке и научности, к человеческому разуму.
Философия Гегеля
В своей философии Гегель поставил несколько ключевых задач.
К одной из задач относился поиск основ и фундаментальных принципов философии. Гегель стремился отыскать своеобразный взгляд на философию. В рамках этой задачи размышления Гегеля приводят его к тому, что основа философии должна опираться на феноменологическую модель.
«Феноменология духа» относится к вершине философии йенского периода. Резюмируя «Феноменологию духа», можно сказать следующее: данная работа делится на три главных раздела: сознание, самосознание, абсолютный субъект.
Гегель трудился над тем, чтобы наука была изложена в качестве системы. «Феноменология духа» представился себя как критический анализ предшествующей философии. В этом произведении Гегель поставил много задач.
Главная задача – интерпретация ключевых для философии понятий, таких как: дух, разделенный на субъективный, объективный, абсолютный дух, логическая идея, мышление, разум, рассудок.
Философия как теория культуры
Идея того, что взгляд на культуру может быть выражен как всесторонняя практическая и символическая реализация человеческого разума стала большим прорывом в процессе изучения культуры.
Для того чтобы избежать односторонности понимания культуры, разума и человека свой вклад внёс Г. В. Ф. Гегель. Гегель полагает культуру в качестве реализации разума, но уже разума мирового, или мирового духа.
Мировой дух представляет свою сущность, реализуется в судьбах народов, воплощается в науке, технике, искусстве, религии. Целью своей феноменологии Гегель устанавливает необходимость убедиться научным образом, что формулировка принципа философии не является случайной, а является итогом всей мировой культуры, что к этому результату пришёл мировой дух, дух человеческого рода, дух, правящий миром.
Высшая форма человеческого духа изменилась с религиозной формы на философскую. Говоря о мировом разуме, Гегель отстаивал важные основания своей теории, так как развиваясь, мировая культура может обнаружить себя только в том случае, когда многообразие культурных моментов будет пониматься в качестве саморазвертывающегося целого, а не вытекать из индивидуальных усилий. Творческая деятельность людей напротив, будет подстроена под скрытую логику развития мировой культуры.
Гегель вывел надиндивидуальную закономерность мировой культуры, выразив ее в логике понятий. На общих принципах философии Гегеля строится анализ всего пути развития мировой культуры, который представлен в его трудах:
- «Философия истории»
- «Эстетика»
- «Философия права»
Развитие культуры во всей ее разнообразности, философии, религии, искусства и т.д, было представлено в качестве закономерного процесса. Гегель не отрицает многообразие культур, он полагает, что конкретная историческая культура является ступенью для саморазвертывания мирового духа, который стремится к полному осуществлению.