Влияние татаро-монгольского нашествия на Русь
В результате татаро-монгольского ига культуре Руси был нанесён значительный урон. Разобщенность русских земель оказало весьма негативное воздействие на развитие материальных и культурных ценностей. Ордынское иго стало причиной отсталости русских земель от развитых стран Западной Европы, нарушились торговые и культурные связи.
Татаро-монгольское завоевание повлекло за собой понимание в необходимости единения. К $15$ – $16$ веку данный процесс пришёл к своему завершению. Зависимость от Орды сходила на нет. Начинается формирование централизованного, сильного государства.
Центром, вокруг которого началось формироваться новое государство, стала Москва. Единство русских земель заметно отразилось на всех областях культуры. Полным ходом шло строительство и восстановление городов.
К новым русским центрам относились города:
- С удобным местоположением на перекрестках и водных путях
- Удаленные от монгольского взора
Архитектура
Зодчество Руси $16$-го века было нацелено на строительство выдающегося количества церковных сооружений. К примеру такого строительства относится церковь Вознесения в с. Коломенском $1532$ года, храм Василия Блаженного в Москве $1555 – 1560$ гг. Многие церкви и храмы того периода возводились в характерном шатровом стиле.
Выдающийся архитектор Фёдор Конь запечатлел своё мастерство воздвижением самой мощной крепости в Смоленске, а так же постройкой стены и башен в Москве.
Московский Кремль становится символом сильного государства. В царствование Ивана 3 начинается активное строительство комплексов Кремля. Для этих целей были приглашены миланские мастера – Пьетро Антония Солари, Марко Руффо, Антон Фрязин. Под их контролем возводились Тайницкая, Водовзводная, Спасская, Боровицкая башни. Были использованы новейшие европейские инженерные достижения.
Живопись
Иконопись продолжает оставаться ведущим жанром в живописи Руси. Стоглавы собор постановил в качестве церковного канона живопись Андрея Рублева. Его образы наполнены утешением, пониманием, состраданием.
Выдающимся памятником живописи этого периода является икона «Церковь Воинствующая», которая была создана в честь победы над Казанью, знаменуя собой торжество православия.
Золотая палата Московского кремля была расписана под влиянием западных образцов живописи, началось проникновение жанровой и портретной живописи.
Типография
На Руси в 16 веке появляется первая типография, в этот период начинает развиваться книгопечатание. Началось тиражирование книг, законов, документов, приказов, рукописей, хотя цена их была гораздо выше, чем у работ, написанных от руки. Первые книги были изданы в $1553 – 1556$ годах анонимной типографией в Москве. Датированное издание «Апостол» было напечатано в $1564$ года Иваном Федотовым и Петром Мстиславцем.
Литература
Все изменения в политике, становление самодержавия простимулировали идейную борьбу, которая сформировала качественно иной стиль в литературе – публицистический.
К литературе $16$ века относятся произведения:
- «Истории о казанском царстве»
- «Сказания о князьях Владимирских»
- Двенадцатитомник «Великие Четьи-Минеи» - произведения для домашнего чтения.
Идея самодержавия выходит на первый план, сторого обосновываясь в философских и социально-политических сочинениях. Ведущей идеей становится концепция старца Филофея о том, что Москва – Третий Рим. По мнению Филофея, русское царство является последним хранителем православных святынь.