Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вербальный конфликт как основополагающее явление юрислингвистики

Сущность и структура вербального конфликта

Вербальный конфликт представляет особый интерес как для конфликтологов, так и для языковедов, так как выражает результат нарушения процесса человеческого общения, важнейшим средством которого, как известно всем, является язык. Предполагается, что некоторые человеческие эмоции тщательно маскируются с помощью жестов и языковых средств. Социальные, культурные, этнические особенности отражают способы общения между оппонентами, а также их психическое состояние, которое нередко требует определённых форм выражения интонации.

Можно выделить следующий состав структуры вербального конфликта:

  • Наличие сторон конфликта – адресата и адресанта, которые осуществляют между собой речевой контакт.
  • Предпосылки возникновения вербального конфликта. В данном случае имеются конфликтогенные факторы, выступающие в качестве катализаторов положительной или отрицательной оценки речи хотя бы одним из оппонентов
  • Ситуация, в которой оппоненту предоставляется возможность осуществления речевой деятельности с целью информирования друг друга, однако возникает недопонимание.
  • Противопоставленость речевых коммуникаций.
  • Желание оппонентов, связанное с возникшим конфликтом, в котором с помощью речевых коммуникаций осуществляется поворот ситуации в противоположную сторону, в необходимом для себя направлении.
  • Присутствие третьих лиц в конфликте, определение места и времени осуществления коммуникативного акта, то есть создание социально психологической ситуации конкретного типа речевого взаимодействия.
  • Несовмещенные действия лиц, которые осуществляют коммуникацию друг с другом.

Временной промежуток таких конфликтов не определен, то есть вербальные конфликты могут длиться весьма продолжительное время. Ситуация от начала развития событий до возникновения конфликтогенного фактора именуется потенциальным вербальным конфликтом.

Конфликт появляется тогда, когда одна из сторон оценивает ситуацию для себя как конфликтную. При этом не обязательно, чтобы оба участника конфликта оценивали её абсолютно верно и объективно. Конфликт во многом может являться абстрактным, то есть, грубо говоря, возникать в голове оппонентов. Его развязка и объективные факторы могут быть искажены, однако это не влияет на ход конфликта и его разрешения.

Замечание 1

Вербальные конфликты возникают тогда, когда смысл общения ускользает от участников разговора, собеседники стремятся улавливать не только вербальные, но и невербальные признаки, реагируя на слова негативно. Некоторые люди способны осуществлять вербальную атаку в случае возникновения внутриличностных конфликтов.

«Вербальный конфликт как основополагающее явление юрислингвистики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вербальная атака является формой выражения конфликтов между людьми. Вербальные конфликты могут возникать в рамках организации, предприятия, в семейных отношениях, в общении между друзьями, родителями, родственниками, то есть практически в любой сфере. Данные виды конфликтов могут проявляться в нелестных политических высказываниях, колкостях, высказываний нецензурной брани, повышении тона разговора и т.д. Негативные факторы, которые имеют место в данном случае – это, прежде всего, интонация, контекст и ситуации, в которых слова были произнесены. Сами слова далеко не всегда имеют определяющий смысл.

Защита от вербальных конфликтов

При проявлении первых признаков вербального конфликта необходима защита от них. Нередко вербальные атаки являются частью корпоративной культуры компании. Например, если культурно-организованный человек начинает общаться в парке с грузчиками, то в ходе вербального общения может услышать мат, что возможно оскорбит тонкую и нежную натуру. В данном случае лингвисты и конфликтологи рекомендуют простое решение – уход от конфликта. Если язык общения, корпоративная культура компании, в которой человек работает, не совпадает с его ценностями, то он обязательно будет испытывать неудобства, И неважно, где и с кем предстоит работать. Язык имеет определяющее значение в выражении своих эмоций и желаний. Управление конфликтами в рамках организации является прямой и непосредственное обязанностью руководителя. Однако далеко не всегда руководитель может помочь в случае возникновения вербальных конфликтов, а иногда даже является их инициатором.

Для успешной защиты от данного вида конфликтов необходимо владеть информацией о сотрудниках и людях, желательно личного характера. Например, на работе на начальном этапе в форме шуток, высказываний сотрудники выспрашивают друг у друга про личную жизнь, нюансы и проблемы на работе, после чего используют данную информацию против сотрудников в форме подколов и ехидных шуток. Есть категория людей, который любят вербальные конфликты, они не способны спокойно усидеть на месте, если не слышат, что у кого-то что-то плохо. Поэтому, человек, который нелестно отзывается о своих коллегах, применяет вербальную атаку, желая таким образом деморализовать противника. В итоге вербальный конфликт неизбежно приведёт к межличностному конфликту. А потому не стоит рассказывать на работе много личной информации о себе.

Главный способ отражения вербально атаки – спокойствие и уверенность в себе. Добиться этого можно методом «почемучки». Например, когда коллега выражает недовольство вашими личностными или профессиональными качествами, необходимо применять следующие правила:

  1. Не вступать в полемику и спор. Первая реакция должна быть направлена на то, чтобы дать оппоненту выговориться и высказать свою точку зрения.
  2. В ходе диалога необходимо задать вопрос оппоненту «Почему?». Например, если оппонент говорит, что сотрудник не компетентен, необходимо спросить, почему ему так кажется. Повторять круг вопросов «почему» необходимо, как правило, не менее 7 раз.

Зачастую вербальные атаки бывают связаны с фирменным стилем общения кого-либо из сотрудников, которые привыкли к данной модели поведения и общения, возможно, именно такая модель общения поощряется руководством. Если один из сотрудников оказывает вербальное давление на другого, необходимо обратить внимание на интонацию, с которой он произносит слова. Кроме того, возможно минимизировать общение сданным сотрудником, дать ему обратную связь, а также проявить в отношении него юмор, что также может оказать обезоруживающее влияние.

Цели и формы вербальной агрессии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Цели и формы вербальной агрессии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot