Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Буллинг и моббинг: причины нападок и формы их проявления

  • 👀 473 просмотра
  • 📌 412 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Буллинг и моббинг: причины нападок и формы их проявления» doc
Буллинг и моббинг: причины нападок и формы их проявления Жизнь человека в социуме невозможно представить без проблемных ситуаций. В последние годы средства массовой информации все чаще говорят о таких формах травли как буллинг и моббинг. Несмотря на то, что существуют они достаточно давно, широкой огласке эту проблему придали относительно недавно. Чтобы успешно бороться с любыми проявлениями травли, необходимо понимать, в каких случаях она возникает, кто чаще всего становится ее жертвой и какие действия необходимо предпринять в случае необходимости. Буллинг: что это такое и как проявляется Буллинг (англ. bullying – запугивать, задирать) – это агрессивное поведение одних членов коллектива по отношению к другим. Чаще всего данный вид травли проявляется среди детей и подростков от 10 до 18 лет. Определяющими чертами буллинга являются намеренность и регулярность действий обидчиков, а также неравное распределение сил между ними и жертвой. Основными формами проявления буллинга являются: • физическое насилие (удары, толчки, пинки); • вербальная агрессия (сплетни, насмешки, критика, оскорбления); • психологическая травля (запугивания, бойкот); • кибербуллинг (травля в социальных сетях). Проблема травли стоит очень остро, поскольку любая из ее форм может привести к плачевным последствиям. Известны случаи с трагическим исходом, когда жертвы, не выдержав подобного прессинга, заканчивали жизнь самоубийством. Как правило, обойти стороной травлю, которая началась в коллективе, очень сложно. В буллинге существует много ролей. Три основные из них: • буллеры (инициаторы и идейные вдохновители травли); • наблюдатели; • жертва. Наиболее распространен буллинг среди учащихся начальной и средней школы. Согласно исследованию, проведенному в 80-х годах прошлого столетия скандинавским исследователем и психологом Даном Ольвеусом, 15% норвежских и шведских школьников сталкиваются с проблемой буллинга регулярно, а 32% учащихся имеют опыт травли в школе. Около 9% процентов опрошенных являются жертвами, 7% выполняют роль преследователей. В 2007 году эти цифры выросли в 2 раза. А согласно опросу, проведенному примерно в то же время в США, школьной травле подвергалось 32% американских детей. В современных российских школах дела обстоят еще хуже. По данным аналитического центра «Михайлов и Партнеры. Аналитика» 52% школьников от 10 до 18 лет столкнулись с травлей в школе, 32% респондентов подверглись психологической травле, 26,6% подверглись физическому насилию. Преследователи и жертвы Одним из распространенных заблуждений о жертвах травли долгое время являлось то, что ими могут стать исключительно замкнутые, склонные к тревожности и низкой самооценке взрослые и дети, менее развитые физически и имеющие трудности в обучении и восприятии информации. Сегодня же статистические данные показывают, что жертвой буллинга может стать абсолютно любой человек (социально активный и с адекватной самооценкой в том числе). Жертва выбирается по принципу «непохожести» на всех остальных: любое отличие от коллектива может привести к агрессии преследователей. Внешний вид, национальность, религия, сексуальные предпочтения, уровень благосостояния, интересы, особенности психического и физиологического развития – это лишь неполный перечень причин, по которым агрессоры могут выбрать жертву. Заблуждения коснулись и портрета преследователя. Долгое время среди исследователей темы буллинга существовало мнение, что агрессорами могут стать только люди с низкой самооценкой, дети из неблагополучных семей, не умеющие контролировать свои эмоции. Однако затем стало понятно, что среди буллеров очень часто встречаются личности с высокой самооценкой и высоким эмоциональным интеллектом, которые умеют вести себя адекватно, когда этого требуют обстоятельства, но в случае отсутствия угрозы наказания склонные к агрессии. Буллеры не только прекрасно контролируют свои эмоции, но и умело манипулируют чувствами других. Часто мотивами преследователей становятся жажда власти и статуса, моральное и материальное удовлетворение. Иногда даже малейшая реакция одобрения со стороны свидетелей (улыбка, смех, словесное поощрение) может стать вознаграждением для буллеров. Травля возможна в любом коллективе: в классе, школе, университете, на работе. Последняя даже получила название «моббинг». Давайте разберем подробнее, что это такое. Моббинг: что это такое и как проявляется Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. Также моббинг часто встречается в школе. Школьники издеваются, высмеивают своих же одноклассников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся и т. п. Психологи выделяют два основных вида моббинга: вертикальный (боссинг) — руководитель-подчиненный. учитель-ученик ; горизонтальный — коллеги, учитель-учитель, ученик- ученик. Формы моббинга • Насмешки над физическими недостатками, • изоляция, • отвержение, • подразнивание, • толкание (дети особенно любят поддевать другого плечом, делая это вроде бы походя, вроде незаметно, но обижаемый ребёнок всегда чувствует, что это делается специально), высмеивание одежды, акцента и пр., • дети, которые в середине года попадают в устоявшийся коллектив. Причины моббинга • Зачинщиками травли во многих случаях становятся пожилые сотрудники, которые боятся потерять место и из-за этого придираются к своим коллегам. • В жертву моббинга может превратиться и опытный работник, к которому вдруг начало благосклонно относиться начальство. • Своеобразное «посвящением» в члены коллектива. • Виктимное поведение: излишнее хвастовство, обилие жалоб, игнорирование корпоративных трапез, вызывающая манера поведения. • Желание проехаться на чужой спине. • Попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр. • Большая перегрузка отдельных специалистов. • Превалирование интимных или родственных связей между подчиненными и руководством. • Плохая организация информационных потоков. • Расплывчатые границы ответственности и служебных обязанностей. • Отсутствие системы кадрового продвижения и возможностей карьерного роста. • Отсутствие обратной связи. Моббинг в школе • Моббингу подвергаются некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха, очень высокие или очень маленькие, имеющие дефекты движения, речи и пр. • Дети, которые толще или худее, слабее, впечатлительнее, чем остальные, они обращают на себя внимание своим поведением или физическими особенностями. • Ставят клеймо: «не наш», так как он недостаточно знает язык, имеет акцент, путает слова, одевается не так как все, носит не ту обувь, не те джинсы, у него не такая причёска, не ту музыку слушает, не о том разговаривает и пр. • Особенно страдают «звёздные дети», в семьях их «ставили на пьедестал», холили, лелеяли, а при попадании в жестокую среду своих одноклассников они подвергаются унижениям и издевательствам. • Пребывание в недружественной среде, недостаточное знание языка, невозможность постоять за себя и защититься, а отсюда беспомощность, которую одноклассники используют для насмешек и издевательств, — это серьёзная проблема и для детей, и для родителей, особенно в первые годы иммиграции. • Языковой барьер родителей, невозможность на равных общаться с соучениками своего ребёнка и руководством школы, — всё это является трагедией и для родителей. • Моббинг для ребёнка, особенно ученика младших классов, — это постоянный стресс, приводящий к нервным заболеваниям. У детей, так же как и у взрослых, может возникнуть синдром «burn-out», когда наступает физическое и эмоциональное истощение, приводящее к различным соматическим заболеваниям. • Вначале переживания ребёнка (постоянно действующие микрострессы) какое-то время не приводят к явно выраженным нарушениям здоровья, однако они накапливаются и проявляются совершенно неожиданно в серьезных нервных срывах. • В этих ситуациях очень важны доверительные отношения ребёнка с родителями, ведь зачастую ребенок сам не может разобраться в сложных отношениях с одноклассниками, не чувствует, кто является зачинщиком моббинга, а кто исполнителем. • Если ребёнок не просит родителей вмешаться в ситуацию, а считает, что сам может разобраться, то не следует на него давить, ходить с жалобами к учителям, выводить всех на чистую воду. • Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе». • В то же время чрезмерное вмешательство и излишняя опека, особенно над подростком, может привести к самым неблагоприятным последствиям. Если родители видят, что ситуация с моббингом их ребёнка зашла в тупик, следует незамедлительно переводить свое чадо в другую школу. Так же, как и буллинг, моббинг имеет три характерных признака: • намеренность; • регулярность действий; • неравное распределение сил. Среди негативных последствий травли на работе можно выделить демотивацию, апатию, неуверенность, недоверие к окружающим, стресс, снижение эффективности, страх, депрессию, агрессивность, потерю трудоспособности у жертвы. Моббинг, как явление социально-биологическое, широко распространен и в животном мире. Это демонстративные действия животных, направленные против врага – представителя противоположного вида. Например, любые стадные животные, желая прогнать хищника, начинают массово его атаковать. А среди людей моббинг часто является элементом внутривидовой борьбы. Травле на работе может подвергаться абсолютно любой член коллектива: начинающий специалист, опытный сотрудник и даже руководитель. Любая травля развивается поэтапно. У моббинга существует 5 стадий: 1. Период формирования напряжения. В результате неразрешенного конфликта, протекающего в открытой или срытой форме, среди сотрудников начинает ощущаться сильное напряжение. Данное напряжение также возможно в результате неблагоприятного климата в коллективе, вызванного неправильной политикой руководства. 2. Начальная стадия. На данном этапе происходит выбор «жертвы». Чтобы дать выход эмоциональному напряжению, коллектив начинает проявлять агрессивное поведение по отношению к какому-либо сотруднику. Выражаться оно может в виде некорректных замечаний, придирок или неконструктивной критики. 3. Активная фаза. Агрессия, насмешки, критика и замечания становятся регулярными по отношению к конкретному человеку. На данном этапе теряется любая объективность по отношению к жертве моббинга: все замечания и придирки уже не зависят от конкретной деятельности человека. При этом у жертвы начинают возникать проблемы со здоровьем – как физическим, так и психологическим. 4. Социальная изоляция. Жертве объявляется частичный или полный бойкот со стороны преследователей (физический, эмоциональный, психологический, информационный). Сотрудник выпадает из общественной жизни коллектива, теряя при этом ориентиры. Психологическое и физическое здоровье жертвы может ухудшаться. 5. Потеря рабочего места. Жертва покидает работу. Это может произойти как по инициативе самого сотрудника, так и по принуждению работодателя. Продолжительность каждого этапа может занимать разное время. Это будет зависеть от эмоциональной и психологической устойчивости жертвы и степени ненависти преследователей к ней. Как не стать жертвой травли? Для возникновения травли агрессорам совершенно не нужны объективные причины. Однако это совсем не значит, что, столкнувшись с травлей, человек не сможет ей противостоять. Чтобы не стать жертвой травли самому: 1. Развивайте эмоциональный интеллект. Умение отслеживать и контролировать эмоции позволяет человеку адекватно реагировать на все происходящее, а понимание чувств и эмоций окружающих людей позволит, в свою очередь, выстроить с ними доверительные отношения. Освойте навык психической регуляции. Умение собраться в нужный момент позволит вам избежать лишних переживаний и негативных эмоций. Более подробно с этими механизмами можно познакомиться в нашей программе «Психическая саморегуляция», учит, как с помощью практичных и действующих техник преодолевать возникающий в проблемных ситуациях стресс. 2. Не воспринимайте травлю на свой счет. Часто преследователям совершенно не важно, за что травить жертву. И ваша задача не дать им повлиять на вашу самооценку. Не нужно испытывать вину за то, что вы отличаетесь от остального коллектива. Любое отличие – это ваша особенность, которая делает вас личностью. 3. Расширяйте кругозор. Сконцентрировавшись на своем развитии, вы сублимируете энергию в нужное русло. Чем больше у вас интересов, тем больше круг знакомств, а это значит, что от недостатка общения вам страдать не придется. 4. Отличайте конструктивную обратную связь от необоснованных придирок и обвинений. К первой относитесь с пониманием и благодарностью за возможность стать лучше, а в ответ на необъективную критику спокойно и уверенно отстаивайте свои границы. 5. Обозначайте и отстаивайте свои границы. Изучите техники переговорного процеса. Любые преследователи получают психологическую подпитку от того, что жертва начинает испытывать негативные эмоции: растерянность, обиду, расстройство, стыд, страх и т.д. В случае, когда человек может аргументированно отстоять свою точку зрения, не боясь мнения оппонентов, преследователи теряют к нему интерес. 6. Будьте дружелюбны. Вовлекайтесь в рабочие и коллективные проекты, командообразующие мероприятия и будьте частью коллектива. Но не впадайте в крайности. Быть частью команды – не значит обсуждать последние сплетни или участвовать в травле других. Помните про свои принципы и границы допустимого. 7. Будьте честны. Открыто говорите о своих чувствах, эмоциях и переживаниях, не боясь показаться непонятым или отвергнутым. Прямо заявляйте обидчикам, когда их действия вам неприятны. 8. Не бойтесь попросить помощи. В случае, когда справиться своими силами уже не получается, смело обращайтесь к тем, кто может вам помочь. Умение открыто говорить о своих проблемах – признак силы. Меры борьбы с моббингом Учителя во время перемен должны внимательно следить за обстановкой на школьном дворе, чтобы вовремя вмешаться • В классах должны быть разработаны обязательные для всех учеников правила, как вести себя при общении друг с другом • В случае моббинга должна быть проведена беседа как с жертвой, так и с виновниками. • Для этого должны быть привлечены родители и ученики, не замешанные в моббинге.
«Буллинг и моббинг: причины нападок и формы их проявления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 22 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot