Буллинг и моббинг: причины нападок и формы их проявления
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Буллинг и моббинг: причины нападок и формы их проявления
Жизнь человека в социуме невозможно представить без проблемных ситуаций. В последние годы средства массовой информации все чаще говорят о таких формах травли как буллинг и моббинг. Несмотря на то, что существуют они достаточно давно, широкой огласке эту проблему придали относительно недавно.
Чтобы успешно бороться с любыми проявлениями травли, необходимо понимать, в каких случаях она возникает, кто чаще всего становится ее жертвой и какие действия необходимо предпринять в случае необходимости.
Буллинг: что это такое и как проявляется
Буллинг (англ. bullying – запугивать, задирать) – это агрессивное поведение одних членов коллектива по отношению к другим. Чаще всего данный вид травли проявляется среди детей и подростков от 10 до 18 лет. Определяющими чертами буллинга являются намеренность и регулярность действий обидчиков, а также неравное распределение сил между ними и жертвой.
Основными формами проявления буллинга являются:
• физическое насилие (удары, толчки, пинки);
• вербальная агрессия (сплетни, насмешки, критика, оскорбления);
• психологическая травля (запугивания, бойкот);
• кибербуллинг (травля в социальных сетях).
Проблема травли стоит очень остро, поскольку любая из ее форм может привести к плачевным последствиям. Известны случаи с трагическим исходом, когда жертвы, не выдержав подобного прессинга, заканчивали жизнь самоубийством.
Как правило, обойти стороной травлю, которая началась в коллективе, очень сложно. В буллинге существует много ролей. Три основные из них:
• буллеры (инициаторы и идейные вдохновители травли);
• наблюдатели;
• жертва.
Наиболее распространен буллинг среди учащихся начальной и средней школы. Согласно исследованию, проведенному в 80-х годах прошлого столетия скандинавским исследователем и психологом Даном Ольвеусом, 15% норвежских и шведских школьников сталкиваются с проблемой буллинга регулярно, а 32% учащихся имеют опыт травли в школе. Около 9% процентов опрошенных являются жертвами, 7% выполняют роль преследователей. В 2007 году эти цифры выросли в 2 раза.
А согласно опросу, проведенному примерно в то же время в США, школьной травле подвергалось 32% американских детей.
В современных российских школах дела обстоят еще хуже.
По данным аналитического центра «Михайлов и Партнеры. Аналитика»
52% школьников от 10 до 18 лет столкнулись с травлей в школе,
32% респондентов подверглись психологической травле,
26,6% подверглись физическому насилию.
Преследователи и жертвы
Одним из распространенных заблуждений о жертвах травли долгое время являлось то, что ими могут стать исключительно замкнутые, склонные к тревожности и низкой самооценке взрослые и дети, менее развитые физически и имеющие трудности в обучении и восприятии информации.
Сегодня же статистические данные показывают, что жертвой буллинга может стать абсолютно любой человек (социально активный и с адекватной самооценкой в том числе).
Жертва выбирается по принципу «непохожести» на всех остальных: любое отличие от коллектива может привести к агрессии преследователей. Внешний вид, национальность, религия, сексуальные предпочтения, уровень благосостояния, интересы, особенности психического и физиологического развития – это лишь неполный перечень причин, по которым агрессоры могут выбрать жертву.
Заблуждения коснулись и портрета преследователя. Долгое время среди исследователей темы буллинга существовало мнение, что агрессорами могут стать только люди с низкой самооценкой, дети из неблагополучных семей, не умеющие контролировать свои эмоции.
Однако затем стало понятно, что среди буллеров очень часто встречаются личности с высокой самооценкой и высоким эмоциональным интеллектом, которые умеют вести себя адекватно, когда этого требуют обстоятельства, но в случае отсутствия угрозы наказания склонные к агрессии.
Буллеры не только прекрасно контролируют свои эмоции, но и умело манипулируют чувствами других. Часто мотивами преследователей становятся жажда власти и статуса, моральное и материальное удовлетворение. Иногда даже малейшая реакция одобрения со стороны свидетелей (улыбка, смех, словесное поощрение) может стать вознаграждением для буллеров.
Травля возможна в любом коллективе: в классе, школе, университете, на работе. Последняя даже получила название «моббинг». Давайте разберем подробнее, что это такое.
Моббинг: что это такое и как проявляется
Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. Также моббинг часто встречается в школе.
Школьники издеваются, высмеивают своих же одноклассников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся и т. п.
Психологи выделяют два основных вида моббинга:
вертикальный (боссинг) — руководитель-подчиненный. учитель-ученик ;
горизонтальный — коллеги, учитель-учитель, ученик- ученик.
Формы моббинга
• Насмешки над физическими недостатками,
• изоляция,
• отвержение,
• подразнивание,
• толкание (дети особенно любят поддевать другого плечом, делая это вроде бы походя, вроде незаметно, но обижаемый ребёнок всегда чувствует, что это делается специально), высмеивание одежды, акцента и пр.,
• дети, которые в середине года попадают в устоявшийся коллектив.
Причины моббинга
• Зачинщиками травли во многих случаях становятся пожилые сотрудники, которые боятся потерять место и из-за этого придираются к своим коллегам.
• В жертву моббинга может превратиться и опытный работник, к которому вдруг начало благосклонно относиться начальство.
• Своеобразное «посвящением» в члены коллектива.
• Виктимное поведение: излишнее хвастовство, обилие жалоб, игнорирование корпоративных трапез, вызывающая манера поведения.
• Желание проехаться на чужой спине.
• Попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр.
• Большая перегрузка отдельных специалистов.
• Превалирование интимных или родственных связей между подчиненными и руководством.
• Плохая организация информационных потоков.
• Расплывчатые границы ответственности и служебных обязанностей.
• Отсутствие системы кадрового продвижения и возможностей карьерного роста.
• Отсутствие обратной связи.
Моббинг в школе
• Моббингу подвергаются некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха, очень высокие или очень маленькие, имеющие дефекты движения, речи и пр.
• Дети, которые толще или худее, слабее, впечатлительнее, чем остальные, они обращают на себя внимание своим поведением или физическими особенностями.
• Ставят клеймо: «не наш», так как он недостаточно знает язык, имеет акцент, путает слова, одевается не так как все, носит не ту обувь, не те джинсы, у него не такая причёска, не ту музыку слушает, не о том разговаривает и пр.
• Особенно страдают «звёздные дети», в семьях их «ставили на пьедестал», холили, лелеяли, а при попадании в жестокую среду своих одноклассников они подвергаются унижениям и издевательствам.
• Пребывание в недружественной среде, недостаточное знание языка, невозможность постоять за себя и защититься, а отсюда беспомощность, которую одноклассники используют для насмешек и издевательств, — это серьёзная проблема и для детей, и для родителей, особенно в первые годы иммиграции.
• Языковой барьер родителей, невозможность на равных общаться с соучениками своего ребёнка и руководством школы, — всё это является трагедией и для родителей.
• Моббинг для ребёнка, особенно ученика младших классов, — это постоянный стресс, приводящий к нервным заболеваниям. У детей, так же как и у взрослых, может возникнуть синдром «burn-out», когда наступает физическое и эмоциональное истощение, приводящее к различным соматическим заболеваниям.
• Вначале переживания ребёнка (постоянно действующие микрострессы) какое-то время не приводят к явно выраженным нарушениям здоровья, однако они накапливаются и проявляются совершенно неожиданно в серьезных нервных срывах.
• В этих ситуациях очень важны доверительные отношения ребёнка с родителями, ведь зачастую ребенок сам не может разобраться в сложных отношениях с одноклассниками, не чувствует, кто является зачинщиком моббинга, а кто исполнителем.
• Если ребёнок не просит родителей вмешаться в ситуацию, а считает, что сам может разобраться, то не следует на него давить, ходить с жалобами к учителям, выводить всех на чистую воду.
• Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе».
• В то же время чрезмерное вмешательство и излишняя опека, особенно над подростком, может привести к самым неблагоприятным последствиям. Если родители видят, что ситуация с моббингом их ребёнка зашла в тупик, следует незамедлительно переводить свое чадо в другую школу.
Так же, как и буллинг, моббинг имеет три характерных признака:
• намеренность;
• регулярность действий;
• неравное распределение сил.
Среди негативных последствий травли на работе можно выделить демотивацию, апатию, неуверенность, недоверие к окружающим, стресс, снижение эффективности, страх, депрессию, агрессивность, потерю трудоспособности у жертвы.
Моббинг, как явление социально-биологическое, широко распространен и в животном мире. Это демонстративные действия животных, направленные против врага – представителя противоположного вида. Например, любые стадные животные, желая прогнать хищника, начинают массово его атаковать.
А среди людей моббинг часто является элементом внутривидовой борьбы. Травле на работе может подвергаться абсолютно любой член коллектива: начинающий специалист, опытный сотрудник и даже руководитель.
Любая травля развивается поэтапно.
У моббинга существует 5 стадий:
1. Период формирования напряжения. В результате неразрешенного конфликта, протекающего в открытой или срытой форме, среди сотрудников начинает ощущаться сильное напряжение. Данное напряжение также возможно в результате неблагоприятного климата в коллективе, вызванного неправильной политикой руководства.
2. Начальная стадия. На данном этапе происходит выбор «жертвы». Чтобы дать выход эмоциональному напряжению, коллектив начинает проявлять агрессивное поведение по отношению к какому-либо сотруднику. Выражаться оно может в виде некорректных замечаний, придирок или неконструктивной критики.
3. Активная фаза. Агрессия, насмешки, критика и замечания становятся регулярными по отношению к конкретному человеку. На данном этапе теряется любая объективность по отношению к жертве моббинга: все замечания и придирки уже не зависят от конкретной деятельности человека. При этом у жертвы начинают возникать проблемы со здоровьем – как физическим, так и психологическим.
4. Социальная изоляция. Жертве объявляется частичный или полный бойкот со стороны преследователей (физический, эмоциональный, психологический, информационный). Сотрудник выпадает из общественной жизни коллектива, теряя при этом ориентиры. Психологическое и физическое здоровье жертвы может ухудшаться.
5. Потеря рабочего места. Жертва покидает работу. Это может произойти как по инициативе самого сотрудника, так и по принуждению работодателя.
Продолжительность каждого этапа может занимать разное время. Это будет зависеть от эмоциональной и психологической устойчивости жертвы и степени ненависти преследователей к ней.
Как не стать жертвой травли?
Для возникновения травли агрессорам совершенно не нужны объективные причины. Однако это совсем не значит, что, столкнувшись с травлей, человек не сможет ей противостоять. Чтобы не стать жертвой травли самому:
1. Развивайте эмоциональный интеллект. Умение отслеживать и контролировать эмоции позволяет человеку адекватно реагировать на все происходящее, а понимание чувств и эмоций окружающих людей позволит, в свою очередь, выстроить с ними доверительные отношения. Освойте навык психической регуляции. Умение собраться в нужный момент позволит вам избежать лишних переживаний и негативных эмоций. Более подробно с этими механизмами можно познакомиться в нашей программе «Психическая саморегуляция», учит, как с помощью практичных и действующих техник преодолевать возникающий в проблемных ситуациях стресс.
2. Не воспринимайте травлю на свой счет. Часто преследователям совершенно не важно, за что травить жертву. И ваша задача не дать им повлиять на вашу самооценку. Не нужно испытывать вину за то, что вы отличаетесь от остального коллектива. Любое отличие – это ваша особенность, которая делает вас личностью.
3. Расширяйте кругозор. Сконцентрировавшись на своем развитии, вы сублимируете энергию в нужное русло. Чем больше у вас интересов, тем больше круг знакомств, а это значит, что от недостатка общения вам страдать не придется.
4. Отличайте конструктивную обратную связь от необоснованных придирок и обвинений. К первой относитесь с пониманием и благодарностью за возможность стать лучше, а в ответ на необъективную критику спокойно и уверенно отстаивайте свои границы.
5. Обозначайте и отстаивайте свои границы. Изучите техники переговорного процеса. Любые преследователи получают психологическую подпитку от того, что жертва начинает испытывать негативные эмоции: растерянность, обиду, расстройство, стыд, страх и т.д. В случае, когда человек может аргументированно отстоять свою точку зрения, не боясь мнения оппонентов, преследователи теряют к нему интерес.
6. Будьте дружелюбны. Вовлекайтесь в рабочие и коллективные проекты, командообразующие мероприятия и будьте частью коллектива. Но не впадайте в крайности. Быть частью команды – не значит обсуждать последние сплетни или участвовать в травле других. Помните про свои принципы и границы допустимого.
7. Будьте честны. Открыто говорите о своих чувствах, эмоциях и переживаниях, не боясь показаться непонятым или отвергнутым. Прямо заявляйте обидчикам, когда их действия вам неприятны.
8. Не бойтесь попросить помощи. В случае, когда справиться своими силами уже не получается, смело обращайтесь к тем, кто может вам помочь. Умение открыто говорить о своих проблемах – признак силы.
Меры борьбы с моббингом
Учителя во время перемен должны внимательно следить за обстановкой на школьном дворе, чтобы вовремя вмешаться
• В классах должны быть разработаны обязательные для всех учеников правила, как вести себя при общении друг с другом
• В случае моббинга должна быть проведена беседа как с жертвой, так и с виновниками.
• Для этого должны быть привлечены родители и ученики, не замешанные в моббинге.