Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Динамика конфликта

  • 👀 676 просмотров
  • 📌 626 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Динамика конфликта» ppt
Дисциплина «Управление конфликтами в организации» Лекция 6. Динамика конфликта Рассказова Ольга Анатольевна, к.э.н., доцент ВШАУ, ИПМЭиТ СПбПУ Динамика конфликта — это процесс развития, изменения конфликта под воздействием его внешних факторов и внутренних механизмов. Конфликт – это процесс, происходящий в определенных границах: он имеет внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в которой он возникает и развивается. Развитие конфликта проходит 3 стадии: 1. Предконфликтная. 2. Конфликтная. 3. Послеконфликтная. Каждая из стадий, в свою очередь, делится на фазы . Стадия I – Предконфликтная Включает следующие фазы : Фаза 1.1. Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия между субъектами взаимодействия, выявляющие причину конфликтного противостояния. (Это равновесное состояние.) Искажение конфликтной ситуации Степень искажения конфликтной ситуации — непостоянная величина. В кратковременных конфликтах это могут быть незначительные отклонения, в трудных ситуациях - достигать значительных масштабов. Искажение конфликтной ситуации состоит из: 1. Искажения восприятия конфликтной ситуации в целом (а не только отдельных элементов конфликта): Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются (происходит схематизация конфликтной ситуации). Уменьшается перспектива восприятия ситуации; предпочтение отдается принципу “здесь и теперь”. Восприятие ситуации происходит в полярны х оценках (по типу “черное — белое”, «хорошее – плохое»). Господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям. Происходит фильтрация и интерпретация информации в том русле, которое соответствует своим предубеждениям. 2. Искажение восприятия действий (вы сказы ваний, поступков). . Собственная позиция Позиция оппонента Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность. Цель рассматривается в русле: “ Я прав, поэтому я должен победить!” . Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Цель оппонента воспринимается в русле: “ Он должен уступить, он должен проиграть” . Интерпретации действий: Интерпретации действий: Самоподдержка: «Я все делаю правильно»; Это единственно верное решение: «Подругому в этой ситуации невозможно поступить»; Возложение ответственности на другого: «Он сам виноват, что мне приходится так действовать»; Размы вание ответственности: «Все так делают». Действиям приписывается противоправное содержание: «Это подлые поступки»; Нейтральные действия рассматриваются как агрессивны е: «Он делает только то, что мне во вред»; Непреднамеренные действия воспринимаются как умы шленны е: «Он намеренно так поступает». 3. Искажение конфликте. восприятия мотивов поведения в Собственная мотивация - помыслы оцениваются как благородные, цели как возвышенные и достойные реализации, а мотивы оппонента - наоборот. 4. Искажение восприятия личностны х качеств. А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные черты, и они пропагандируются среди окружающих. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминания о любых сомнительных и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Б. Личность оппонента. Происходит усиление и гиперболизация негативных черт и свойству оппонента. Усиливается поиск всего непривлекательного, игнорируется положительное и ценное. Это приводит к формированию “ образа врага” , признаками которого являются: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ участнику в сочувствии. Фаза 1.2. Инцидент — это повод для столкновения противодействующих сторон. (Инцидент приводит в движение стороны, вовлеченные в конфликтную ситуацию). КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ Инцидент по своему содержанию может возникать по случайному поводу, т.е. не быть связанным непосредственно с конфликтной ситуацией. Инцидент – это «последняя капля», которая переполняет «чашу терпения». Стадия II – Конфликтная Включает следующие фазы : Название фазы Суть фазы 2.1. Начало конфликта Стороны атакуют друг друга. 2.2. Развитие конфликта Противоборство интенсифицируется, происходит мобилизация всех ресурсов (материальных, политических, информационных, психических и др.). 2.3. Пик конфликта Противодействие продолжается, достигнута точка максимальной интенсивности конфликта. 2.4. Затухание конфликта Постепенное ослабление противостояния при сохранении основных признаков конфликта. 2.5. Устранение конфликта Окончание конфликта вследствие устранения объективных и (или) ослабления субъективных причин, породивших конфликтную ситуацию. 2.6. Разрешение или урегулирование конфликта Приведение конфликтного взаимодействия в русло примирения путем переговоров, в том числе с участием третьей стороны. Циклическое развитие конфликта на конфликтной стадии Условные обозначения: t - длительность протекания конфликта; N - число циклов развития конфликта (цикл включает все или часть фаз конфликта); 1 - начало конфликта; 2 - развитие конфликта; 3 - пик конфликта; 4 - затухание конфликта; 5 – устранение конфликта; 6 – разрешение или урегулирование конфликт. При остром и длительном конфликте фазы могут циклически повторяться. С каждым повторяющимся циклом наблюдается, что: - пик конфликта становится все выше, степень остроты и интенсивности увеличивается, - длительность фаз может расти, - возможности разрешения конфликта сужаются, - урегулировать конфликт становится труднее. Циклы повторяются до тех пор, пока конфликт не будет разрешен или урегулирован. Эскалация конфликта Эскалация (от лат. scala – лестница) – это прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Признаки эскалации конфликта 1. Сужение когнитивной (познавательной) сферы в поведении и деятельности. 2. Вытеснение адекватного восприятия другого образом «врага». 3. Рост эмоционального напряжения. 4. Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. 5. Применение насилия. 6. Поляризация интересов участников конфликта. 7. Потеря первоначального предмета разногласий. 8. Расширение границ конфликта (временных, пространственных). 9. Увеличение числа участников. Завершения конфликта  Завершение конфликта – это переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта.  Завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта. .  По характеру завершения конфликта может быть: победным, компромиссным, проигрышным.  По форме разрешения конфликта: мирным, насильственным.  По функциям конфликта: конструктивным, деструктивным.  По полноте решения: полностью решенным, отложенным на время. Основны е формы завершения конфликта 1. Разрешение конфликта - это совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. 2. Урегулирование конфликта - это деятельность третьей стороны по устранению противоречия. 3. Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта. 4. Устранение конфликта – это ликвидирование основных структурных элементов конфликта (например, перевод одного из оппонентов на другое место работы). 5. Перерастание в другой конфликт. Основны е формы и инструменты завершения конфликта Стадия III – Послеконфликтная Включает следующие фазы : 3.1. Ослабление противостояния — спадает напряженность ситуации. 3.2. Подведение итогов, оценка результатов — осознание сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия, преодоление негативных установок, установление доверия. Характеристики послеконфликтной стадии:  По окончанию конфликта создается ситуация, которая существенно отличается от той, которая была до и во время конфликта.  Постконфликтный синдром – это частичная нормализация отношений, которая происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте.  Чаще последствия конфликта бывают одновременно и позитивными, и негативными.  Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Временной процесс конфликтной ситуации РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: вероятность успешного разрешения конфликта менеджером, при «включении» в управление конфликтом на разных стадиях: на начальной фазе - около 92%; на фазе подъема — 46%, на стадии пика — менее 5%, на стадии спада — около 20%, на стадии вторичного периода роста — менее 7%, на стадии вторичного пика — менее 2%. Примерная схема развития конфликта в организации Спасибо за внимание!
«Динамика конфликта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 22 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot