Понятие трансакционного анализа
Трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, которая описывает поведение человека как индивидуально, так и в составе группы. Данная модель включает в себя не только психологический и конфликтологический подход, но и философский.
Трансакционный анализ основывается на психоанализе и представляет собой особую модель, изложенную простым и доступным языком. Он основывается на положение о том, что один и тот же человек, находясь в определенной ситуации, может функционировать по-разному, исходя из нахождения в определенном эго-состоянии. Каждый человек может самостоятельно думать, обучаться, принимать решения, открыто выражать свои чувства, причем не только дома, но и на работе, в школе, при общении со сверстниками или соседями, т.к. в любых местах, где существуют люди.
Основы данной теории были разработаны и описаны Эриком Берном, а также рядом других психотерапевтов. Ученые в самых разных областях также занимались изучением трансакционного анализа. Первые исследования в данной области были опубликованы еще в 1960-х годах, однако пик общественного интереса к рассматриваемой проблеме пришелся на начало 1970-х годов.
Эго-состояния
Согласно теории трансакционного анализа в каждом человеке существуют три состояния, которые можно описать следующим образом:
- Родитель. Данное состояние содержит поведение и установки, которые переняты человеком извне, в основном, от родителей или наставника. Они выражаются в предубеждении, заботливом отношении к некоторым людям, возможности назидания, влияния на ребенка, в том числе и находящегося внутри нас.
- Взрослый. Данное состояние не зависит от возраста личности и ориентировано на восприятие человеком текущей действительности. Человек получает объективную информацию, организует свою деятельность определенным способом, являюсь хорошо приспособленным, стрессоустойчивым и находчивым. Также он способен спокойно рассуждать, без паники находить разрешение проблемных ситуаций.
- Ребенок. Данный тип содержит такие побуждения, которые имеются у ребенка и возникают естественным путем – это ранние детские переживания, реакция на проблемные ситуации и конфликты, выражаемые как в отношении себя, так и в отношении других. Данное состояние отвечает также за творческие качества личности.
Таким образом, когда личность чувствует, действует, думает, разрешает конфликты, она поступает по определенному сценарию. Если человек действует так, как действовали его родители в проблемных ситуациях, он действует в соответствии с эго-состоянием родителя. Когда человек соотносит свои действия с текущей реальностью, действует объективно – находится в состоянии взрослого. Когда он ведет себя подобно ребенку, задействуя модель детского поведения – это состояние ребенка.
Берн также выделял трансакцию как единицу общения. По его мнению, она состоит из стимула и реакции. Во время общения мы обмениваемся состояниями, которые имеются у нас. При этом трансакции бывают трех видов:
- Дополняющие или параллельные трансакции – реакция одного человека непосредственно дополняется реакцией другого, при этом люди взаимодействуют в одинаковых эго-состояниях.
- Пересекающиеся трансакции – стимул-реакция пересекается, что является источником конфликта. Например, муж выясняет, где находится его галстук, а жена берет данную ситуацию на свой счет, считая, что муж опять обвиняет в беспорядке в шкафу. В данном случае муж обращается к жене с позиции «от Взрослого к Взрослому», жена же воспринимает реакцию как «Ребенок», обращаясь к «Родителю».
- Скрытые трансакции – человек говорит одну фразу, однако имеет в виду совершенно другое. В этом случае слова, которые произносит человек, не соотносится с его жестами, взглядами, эмоциями, действиями. Скрытые трансакции выступают в качестве повода для психологических игр, которые нередко затевает люди между собой. Анализ психологических игр является одним из интереснейших направлений исследования психологии и конфликтологии.
Рисунок 1. Теория трансактного анализа Э.Берна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структурирование времени
Эрик Берн предполагал, что люди способны по-разному проводить свое время, исходя из чего, структурировал его по видам. Он выделял следующие виды структурирования времени:
- уход;
- ритуалы;
- времяпровождение;
- деятельность;
- игры;
- интимность.
По мнению ученого, все вышеперечисленные способы способны удовлетворить запрос человека в тех или иных областях, в том числе удовлетворить практически все потребности человека.
Уход он рассматривал в качестве замкнутости, когда между людьми отсутствовала коммуникация, то есть человек уходит от общения с другим человеком, прекращает контакт.
Ритуалы – это привычные, повторяющиеся действия, которые не всегда несут смысловую нагрузку, однако важны для человека с той целью, чтобы наладить какую-либо сферу деятельности. При этом выделяют неформальные ритуалы, например, воспроизводимые дома, и официальные, например, дипломатический этикет.
Времяпровождение представляет собой разговоры между людьми о проблемах и событиях, в том числе носящих и ритуальный характер. Как правило, разговоры всегда запрограммированы, так как в конкретном коллективе можно говорить лишь на определенные темы, допускаемые людьми. При этом подсознательно люди понимают, на какую тему можно говорить в данном коллективе, а на какую нет.
Наиболее сложным видом общения являются игры, так как в них одна сторона всегда стремится добиться превосходства на другой и получить за это вознаграждение, то есть присутствует некая скрытая мотивация.
Совместная деятельность представляет собой реализацию деятельности между людьми, например, в офисе, на работе, дома при реализации бытовых функций и так далее.
Интимность также выступают в качестве особой формы взаимодействия людей. Например, между супругами возникает двухсторонняя близость, которая предусматривает свободное от игры общение, предполагающее заинтересованность между лицами и полную открытость. В качественных отношениях супруги предстают друг перед другом неприкрытыми, без лишних эмоций.