Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Отражение конфликта в искусстве

Понятие и общая характеристика отражения конфликта в искусстве

Определение 1

Отражение конфликта в искусстве – это система приемов и способов освещения конфликта, как неотъемлемого элемента жизни человека, в произведениях литературы, живописи, театральных постановках, кинокартинах и т.д.

Сфера искусства, для которой исключительно важной задачей выступает привлечение внимания зрителя и получение от него искренней внутренней реакции на увиденное произведение искусства, очень части становится предметом интереса со стороны деятелей искусства.

В результате можно абсолютно справедливо говорить о том, что такое важное и значимое как для отдельного индивида, так и для общества в целом, явление как конфликт, во все времена занимало свое место в процессе художественного осмысления и отражения человеком окружающей его действительности.

Статья: Отражение конфликта в искусстве
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Проводя общую характеристику отражения конфликта в искусстве, представляется целесообразным отметить то, что работа с образом конфликта в литературе, изобразительном искусстве, драматургии, и т.д., важна в первую очередь для формирования у самих людей собственного отношения к тем или иным проявлениям конфликтного взаимодействия в обществе.

Так, освоение конфликта человеком, сопровождающееся выработкой собственного внутреннего отношения к такого рода социальному явлению, с применением художественных образов известно человечеству еще со времен наскальной живописи и устного фольклора.

В современном мире, значимость корректного отражения конфликтов в искусстве обуславливается, например, тем, что с развитием глобальных средств массовой коммуникации и доступностью произведений искусства широким слоям населения, трансляция факторов, влияющих на конкретный выбор тем или иным человеком способа поведения в социальном конфликте, становится важнейшим каналом их профилактики и разрешения.

Причем, как представляется, в будущем, использование произведений искусства с целью профилактики конфликтов и выработки эффективных механизмов их разрешения способно стать одним из наиболее эффективных и перспективных направлений масштабной работы с социальными конфликтами.

«Отражение конфликта в искусстве» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для достижения обозначенных целей уже сейчас наблюдается тесное взаимодействие искусства и конфликтологии как науки, что значительно повышает прикладное значение последней в деятельности по изучению, развитию и разрешению социальных конфликтов, поскольку художественное осмысление во всех случаях только дополняет и упрощает профессиональное научное осмысление любого явления окружающей действительности.

Специфика осмысления конфликта как объективного социального явления в искусстве

Как было отмечено выше, как собственно отражению конфликта, так и его художественному осмыслению и описанию во все времена в искусстве уделялось значительное внимание. Результатом такого отношения к проблеме конфликтов со стороны деятелей искусства стало то, что проблема конфликта разработана в искусстве на достаточно высоком уровне.

Так, например, значительный вклад в деятельность по определению места конфликта в искусстве был внесен Гегелем. В первую очередь, философ указывал на необходимость учета того факта, что окружающий человека социальный мир представляет собой сложное явление, что закономерно предполагает существование самых разнообразных конфликтов – от небольших и скоротечных коллизий, но постоянных, «хронических» социальных конфликтов, сращивающихся с природой самого общества.

При этом Гегель, предлагая определенные правила характеристики конфликта в искусстве, обращал внимание на следующее: коль скоро существуют неразрешимые и затяжные социальные конфликты необходимо «примерять» человека с «жизненным злом», каковым и может признаваться социальный конфликт.

Замечание 1

Иными словами, Гегель говорил о том, что искусство не должно бесконечно стремиться изменить мир к лучшему, что само по себе является крайне утопичной идеей, а должно предоставлять человеку инструменты для достижения им состояния внутренней гармонии с самим собой и окружающей его суровой действительности, неотъемлемой составляющей которой являются и социальные конфликты.

В результате, самым ценным для искусства становится тот конфликт, подлинная основа которого воплощена в коллизии между духовными силами и поступками человека – в таком случае, внешне, человек пребывает в состоянии борьбы с чем-то против самого себя.

Виды конфликтов, отражаемых в искусстве

Анализ специальной литературы свидетельствует, что существует несколько наиболее распространенных типов конфликтов, охотно освещаемых в искусстве. Так, исходя из обозначенной выше разницы в масштабах и природе конфликтов, принято выделять:

  • Конфликты-казусы – локальные противоречия, обусловленные конкретным стечением тех или иных обстоятельств, которые могут быть разрешены путем волевых решений сторон-участников конфликта;
  • Конфликты «субстанциальные», отличающиеся длительностью существования взаимных противоречий, устойчивостью, а также спецификой происхождения – такого рода конфликты, как правило, возникают не в связи с единичными действиями и решениями конкретных лиц, а в силу «воли» природы и конкретно-исторической обстановки, соответственно такого рода конфликты невозможно раз и навсегда разрешить путем действий только участников конкретной фазы развития конфликта.

Кроме того, по содержанию и направленности волевых действий сторон конфликта, применительно к его отражению в искусстве могут выделяться следующие категории конфликтов:

  • Конфликт «Герой – Герой»: использование данной модели отражения конфликта предполагает идеализацию роли и позиции в конфликте по отношению к одной из сторон. В результате зрители безоговорочно принимают одну из сторон, сопереживая герою;
  • Конфликт «Герой – Зрительный зал» - преимущественно используется для описания конфликтов в комедийных и сатирических произведениях;
  • Конфликт «Герой – Среда», в который вовлечен один основной герой или группа героев произведения, противостоящие конкретной среде, предлагающих для таких героев те или иные испытания.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot