Насилие: понятие и формы
Насилие представляет собой негативное воздействия на человека, например, его оскорбление, унижение, использование в своих целях, нанесение ему телесных повреждений, изнасилование и так далее. Целью любого насилия является подавление воли жертвы.
В психологии и конфликтологии не существует единого определения насилия, что создает плюрализм мнений в данной области. Между тем с насилием встречается абсолютно каждый человек. Например, к насилию прибегают дети в школах и детских сада. Мужья и жены нередко применяют насилие в отношении друг друга. Родители с помощью насилия воздействуют на своих детей и наоборот. Нередко насилие совершается случайными прохожими. Сама по себе данная модель поведения не нормальна, однако она встречается и у патологически здоровых людей.
В психологии отсутствует единая классификация видов насилия. В общих чертах выделяют следующие виды насилия:
- Психологическое насилие. Это действия, которые направлены на унижение, оскорбление, издевательство. Подобные действия могут производиться как над ребёнком, так и над взрослым. Иногда данный вид насилия психологи также именуют эмоциональным насилием.
- Физическое насилие. Данный вид насилия представляет собой умышленное причинение физического вреда. Нередко родители используют авторитарный стиль воспитания, применяя телесные наказания, что также можно отнести к физическому насилию.
- Сексуальное насилие. Это сексуальное удовлетворение своих потребностей при помощи другого человека в случае отсутствия его желания. Жертва в данном случае по каким-либо параметрам, например, физически или психологическим, не способна дать отпор насильнику либо не понимает совершаемые в отношении нее действия, например, в силу возраста. Принуждение, склонение к сексуальной близости также является сексуальным насилием.
Виды насилия
По месту развития событий выделяют следующие виды насилия:
- Семейное насилие. Это насилие над ребенком или взрослым в семье, может характеризоваться психологическими, физическими или сексуальными факторами. Очень часто здесь сочетаются физическое и психологическое насилие. Целью данного насилия является запугивания, внушение чувства страха, обретение контроля над жертвой. Некоторые родители таким образом пытаются получить уважение и расположение своих детей, приобрести у них авторитет, а супруги пытаются добиться верности и преданности партнёра.
- Школьное насилие или «буллинг». Это разновидность психологического или физического насилия между детьми, а также между педагогами и учениками. Направленность данного насилия разная, например, дети могут издеваться над учителем, учитель может проявлять насилие в отношении ученика, одноклассники могут унижать другого ребёнка, один ученик может проявлять насилие в отношении другого или других.
- Насилие на работе или «моббинг». Это разновидность психологической формы насилия, которая заключается в оскорблении, дезинформации, давлении на работника, в результате чего возникает определённая напряженность между работниками и работодателем, а также между группами работников.
- Социально-бытовое насилие. Представляет собой разновидность психологического, физического или сексуального насилия со стороны незнакомых или малознакомых людей, может осуществляться на улице, в транспорте, в подъезде, а также в иных общественных местах.
Таким образом, характер действий насильника не зависит от места и может относиться к любой категории людей. Формы насилия различны, они стремятся к бесконечности и зависят от фантазии насильника. Самые распространенные формы – это оскорбление, крики, щипки, пинки, толчки, клевета, порча имущества.
Причины насилия
Как правило, насильники жаждут власти, желают самоутвердиться за счёт жертвы. Как сказал Зигмунд Фрейд, «миром правит чувство голода, секса и жажды власти». Таким образом, он определил базовые потребности, которые провоцируют агрессию личности. Некоторые люди желают доминировать, вследствие чего такая жажда переходит в патологическое состояние, заставляя их совершать насилие.
Качества насильника не передаются по наследству, однако воспитание может оказать существенное влияние на индивида. Насилие оказывает на жертву определенное влияние, в результате чего у нее развивается посттравматический синдром, для устранения которого требуется обязательное посещение психолога. Необходимо заметить, что многие виды насилия уголовно наказуемы. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ответственность за совершение ряда насильственных преступлений, например, убийство, нанесение различных повреждений, оскорбление, изнасилование, ограничение свободы передвижения, применение физического или психологического насилия.
Психологи, говоря о последствиях насилия, употребляют термин «жертва». Некоторые люди изначально испытывают «комплекс жертвы», из-за чего им приходится регулярно сталкиваться с различными конфликтными ситуациями, в том числе внешними и внутренними кризисами, кризисными ситуациями. Человек может стать жертвой несчастного случая или бытовой травмы.
В целях профилактики насилия у ребенка в процессе его воспитания необходимо сформировать установку о недопустимости насилия в отношении человека в любом его виде и форме. Недопустимо придерживаться мышления жертвы, нужно знать о наличии зависимых отношений и уметь определять их, поддерживать на адекватном уровне самооценку и чувство собственного достоинства. Кроме того, необходимо владеть методами психологической и физической самозащиты.