Основные теории муниципального управления
Муниципальное управление представляет собой деятельность публичных органов власти на муниципальном уровне по решению вопросов местного значения, направленную на эффективное удовлетворение потребностей населения муниципалитета и его социально-экономическое развитие.
Практика деятельности местных органов власти в России и зарубежных государствах позволяет выделить следующие концепции муниципального управления:
- теория свободной общины;
- общественная теория;
- государственная теория;
- теория дуализма;
- политическая теория;
- юридическая теория и другое.
Общая характеристика теории дуализма муниципального управления
Современной практикой наиболее востребована дуалистическая теория местного управления. Эта теория отражает саму природу местного управления, которое в определенных случаях берет на себя функцию реализации государственных полномочий, решая при этом самостоятельно вопросы местного значения. Иначе говоря, муниципальные органы, исполняя наряду с муниципальными полномочиями полномочия органов государственной власти, выходят за границы «местной» компетенции, и становятся продолжением государственного управления при решении отдельных вопросов.
Такой подход к муниципальному управлению следует рассматривать в качестве наиболее эффективного, потому как он позволяет обеспечить каналы обратной связи и сформировать управленческий механизм, ориентированный на всех уровнях на всестороннее обеспечение прав и свобод личности. Так, дуалистическая концепция муниципального управления позволяет перенаправить канал связи – вместо публично-правового воздействия «сверху вниз», создать канал связи от населения к высшему уровню власти.
Муниципальное управление, выявляя актуальные потребности населения муниципалитета и приоритетные направления его социально-экономического развития, передает соответствующие сигналы государственным органам власти, так при тесном взаимодействии государственного и муниципального управления происходит реализация управленческих задач.
Специфика теории дуализма муниципального управления
Теория дуализма муниципального управления, опосредуя и ориентируя практику муниципального управления, как всякая деятельность характеризуется определенной спецификой, находящей отражение в следующих сущностных характеристиках теории:
- баланс государственных и местных интересов как интересов общества, населения отдельного муниципалитета и государства в целом;
- сущностная недопустимость разграничения отдельных управленческих задач на собственно местные, муниципальные, и собственно государственные;
- обоснованная необходимость возложения отдельных государственных полномочий на муниципальные органы, способные реализовать такие полномочия более эффективно;
- баланс в механизме муниципального управления публичных и собственно общественных начал;
- определение государством границ деятельности и полномочий, составляющих муниципальное управление. При этом, необходимо подчеркнуть, что, например, в России, как, впрочем, и в других развитых государствах, право населения на местное самоуправление не учреждается государством, но признается им. В то же время образование муниципалитета и установление кругов вопросов жизнедеятельности местного сообщества происходит на основании и в соответствии с государственно-правовым регулированием.
Таким образом, следует признать, что теория дуализма муниципального управления является закономерным продолжением государственной теории: государственная власть допускает существование местного самоуправления и определяет границы его «самостоятельности», утверждая круг вопросов, которые находятся в непосредственном ведении местного сообщества, делегируя муниципальным органам те или иные государственные полномочия.
Реализации теории дуализма муниципального управления в России
Действующая отечественная Конституция закрепила дуалистическую модель муниципального управления:
- муниципальное управление в России функционирует как самостоятельный уровень публичной власти, форма самоорганизации местного населения. Исключается встраивание в систему муниципальных органов государственной власти;
- государство посредством федерального законодательства определяет принципы построения местного самоуправления, систему муниципальных органов, круг вопрос местного значения. Кроме того, государство возлагает на муниципальные органы обязанности по исполнению государственных полномочий, а за их неисполнение или ненадлежащее исполнение предусматривается ответственность, например, глава администрации муниципального образования может быть привлечен к ответственности в форме удаления от должности по инициативе губернатора региона и пр. Указанное демонстрирует возможность государственной власти вторгаться в сферу местного самоуправления посредством отстранения главы местной администрации от должности, что противоречит конституционным гарантиям обособленности местного самоуправления от государственной власти. Вопросы наделения полномочиями, как и отстранение от управления должны находиться в исключительном ведении населения муниципалитета и разрешаться в форме непосредственной или представительной демократии;
- государственные органы имеют правовую возможность временно реализовывать отдельные полномочия местного самоуправления. Так, например, когда муниципальные органы допустили нецелевое расходование ресурсов, предоставленных им государством в виде субвенций для реализации конкретных государственных полномочий, или нарушили требования законности, когда такое нарушение установлено решением суда, региональные органы государственной власти могут взять на себя отдельные полномочия местных органов.