Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы бюджетирования

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Методы бюджетирования

Сущность и значение бюджетирования

В современных экономических условиях применение бюджетирования набирает все большую популярность. Это направление менеджмента компании используют достаточно активно, при этом используется понятие не просто «бюджет», а целый перечень терминов, и это понятно, поскольку на предприятии составляется и используется обычно несколько видов бюджетов.

Бюджет служит одним из главных инструментов механизма управления и регулирования деятельности, принимается и утверждается на уровне руководства, а его исполнение строго контролируется через выполнение ключевых показателей эффективности.

Определение 1

Бюджетирование – управленческий процесс формирования, реализации, последующего контроля и анализа бюджетов всех уровней предприятия, целью которого является подготовка и принятие наиболее эффективных управленческих решений.

При составлении бюджета планируется в том числе и финансовый результат, который в итоге получит компания (прибыль или убыток) при принятии конкретного бюджета. Те расчеты, которые осуществляются в процессе составления бюджетов разных уровней и назначения, дают возможность в должном объеме и своевременно определять потребность в финансовых ресурсах, а также те источники, из которых возможно получить требуемые средства (собственные источники, кредиты, средства инвесторов).

Методы, применяемые при бюджетировании

При реализации бюджетирования на предприятии могут применяться различные методы. Основными из нх являются:

  • Сверху вниз
  • Снизу вверх
  • Сверху вниз и снизу вверх

Рассмотрим основы этих методов и подходы к ним несколько подробнее.

  1. При методе «сверху вниз» предполагается, что менеджеры высшего звена в процессе бюджетирования используют привлечение менеджеров более низшего звена минимально. При таком подходе обеспечивается полный учет стратегических задач развития предприятия, минимизация временных затрат, а также исключается возможность возникновения проблем, связанных с процессами согласования и агрегирования бюджетов.

    Недостатком такого подхода к бюджетированию является то, что при нем практически не учитывается позиция менеджеров среднего и низшего звена и, соответственно, снижается их мотивация на выполнение ключевых задач. Бюджетирование «сверху вниз» позволяет согласовать бюджеты отдельных структурных подразделений, дает возможность формировать определенные ключевые целевые задачи по отдельным направлениям: продажи, расходы, выручка и т.д.

  2. Метод «сверху вниз» наиболее предпочтителен, но на практике его применение носит скрытый характер в сочетании с иными подходами к бюджетированию.

    Подход к бюджетированию «снизу вверх» чаще применяется на крупных предприятиях, где руководителями отдельных структурных подразделений и служб составляются собственные бюджеты, которые потом обобщаются. При таком подходе менеджерами среднего и низшего звена производится процедура согласования и координации ключевых показателей, задействованных в разных бюджетах.

    К недостаткам данного подхода относят не вполне объективное определение менеджерами ключевых показателей деятельности – занижение доходов и завышение расходов предприятия с целью получения премиального вознаграждения.

    При подходе «снизу вверх» предполагается сбор и анализ информации о бюджетах, прошедших путь от исполнителей до высшего руководства. В процессе реализации данного метода большое количество сил и времени уходит на процессы согласования и агрегирования бюджетов разных уровней. Зачастую показатели, предполагаемые к исполнению менеджерами низшего звена кардинально изменяются при рассмотрении их высшим руководством. Вообще данный метод распространен и применяется в условиях неопределенных перспектив развития экономики и рынков, и при недостаточной квалификации руководства организации.

  3. Третий метод предполагает сочетание элементов, применяемых при первом и втором подходах к бюджетированию. Он является самым оптимальным и сбалансированным, позволяет избегать отрицательных последствий, описанных выше в первых двух методах. Здесь менеджеры высшего звена лишь определяют целевые ориентиры и установки, а руководители низших и средних уровней уже непосредственно составляют и согласуют бюджет.