Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Бюджетирование как метод управления финансовой деятельностью предприятия

Общая характеристика бюджетирования

Определение 1

Бюджетирование - это финансово-производственное планирование функционирования предприятия с помощью составления общего бюджета, а также бюджетов по его подразделениям для определения их будущих затрат и достигаемых результатов.

На предприятии бюджетирование выступает основой планирования, влияет на принятие управленческих решений, оценку всех финансовых аспектов деятельности, укрепление дисциплины в сфере финансов и подчинение интересов структурных подразделений общим интересам предприятия и его собственников.

Каждое предприятие обладает собственной спецификой бюджетирования, определяемой объектом финансового планирования и системой нефинансовых и финансовых целей. Поэтому, рассматривая бюджетирование, необходимо принимать во внимание, что в каждой организации оно как управленческая технология может быть ориентировано на специфичные цели и реализоваться с помощью специфических средств, инструментария. Бюджеты составляются как для предприятия в общем, так и для структурных подразделений.

Общим основным бюджетом называют скоординированный по всем функциям и подразделениям план работы организации.

В общем бюджете объединяются блоки по отдельным бюджетам и формируется информационный поток, обеспечивающий принятие и контроль управленческих решений в сфере финансового планирования.

Основной бюджет включает в себя количественное выражение:

  • будущей прибыли,
  • денежных потоков,
  • поддерживающих планов.

Основной бюджет используется как в оперативном, так и в финансовом управлении. В процессе формирования общего бюджета осуществляются расчёты, которые дают возможность своевременно и в полном размере определить сумму денежных средств, требующихся для реализации принятых решений, а также источники привлечения этих средств.

В начале отчётного периода бюджет выступает в роли плана продаж, расходов и прочих финансовых операций. Для конца отчётного периода более характерна роль бюджета как измерителя, с помощью которого сравниваются плановые показатели и полученные результаты, принимаются решения о необходимости корректировок дальнейшей деятельности.

«Бюджетирование как метод управления финансовой деятельностью предприятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Чтобы более полно осмыслить бюджетирование, следует указать его функции:

  • аналитическая функция, которая сводится к переосмыслению бизнес-идей, коррекции стратегии, постановке дополнительных целей и анализу операционных альтернатив,
  • функция финансового планирования, которая стимулирует к осуществлению планирования и обдумывания будущего,
  • функция финансового учёта, которая заставляет обдумывать и учитывать совершаемые в прошлом действия, что способствует принятию правильных решений в будущем,
  • функция финансового контроля, позволяющая проводить сравнение поставленных задач и полученных результатов, выявлять сильные и слабые стороны организации,
  • мотивационная функция, ориентированная на осмысленное принятие планов, достижение ясности в постановке целей, предусматривающая наказание за срывы и поощрения за перевыполнение планов,
  • координационная функция, сводящаяся к координации функциональных блоков в рамках оперативного планирования,
  • коммуникационная, обеспечивающая согласование планов структурных подразделений, поиск компромиссов и закрепление зон ответственности за исполнителями.

Этапы бюджетирования

Разработка бюджета предприятия всегда производится на определенный период времени, называемый бюджетным периодом. Для того, чтобы бюджетное планирование было эффективным, важно правильно выбирать продолжительность бюджетного периода. В пределах бюджетного периода бюджеты разбиваются на подпериоды. Бюджетирование предполагает, что данный документ будет составляться и реализоваться в практическом функционировании организации.

Бюджетный процесс не заканчивается на стадии составления бюджета. Вообще процесс бюджетирования является замкнутым контуром финансового управления, в котором можно выделить три проходимых последовательно этапа:

  • на первом этапе - стадии разработки проекта общего бюджета - составляется предварительный проект бюджета на плановый период (чаще всего год). При этом особое внимание уделяется оценке выполнения планов по прибыли и рентабельности. В основе этой оценки лежит тщательная разработка состава затрат, входящих в себестоимость. Проводится оценка производственной программы, включая количественные и качественные параметры, динамики кредитной и ценовой политики. Далее производится определение нового производственного потенциала организации исходя из результатов анализа эффективности использования активов, освоения новых видов продукции и технологий. На первом этапе задействуется большое количество рядовых сотрудников планово-экономических служб и структурных подразделений, для которых утверждают бюджетные задания,
  • на втором этапе - стадии утверждения - составляют окончательный проект бюджета и включают его в структуру бизнес-плана организации. Утвержденный бюджет представляет собой руководство к действию,
  • на третьем этапе проводится аналитическая работа по вопросам исполнения бюджета за истекший период. Осуществляется анализ финансового состояния и финансовых результатов предприятия. Исходя из итогов этого анализа, тактика и стратегия экономического развития предприятия корректируются.

Чтобы бюджетирование было эффективно требуется выполнение ряда условий:

  • наличие методической и методологической базы разработки, анализа и контроля исполнения сводного бюджета. Работники управленческих служб должны иметь достаточную квалификацию для применения разнообразных инструментов в практической деятельности,
  • для разработки бюджета, контроля и анализа его исполнения требуется актуальная достоверная и достаточная количественная информация о функционировании компании. Соответственно, предприятие должно иметь надежную систему управленческого учёта,
  • реализация бюджетного процесса должна происходить через организационную структуру и систему управления. Соответственно, эта система должна исправно функционировать,
  • для обработки больших массивов информации должны применяться подходящие программно-технические средства.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot