Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
3. Методы финансового планирования.
Основные методы планирования финансовых показателей:
• нормативный;
• балансовый;
• расчетно-аналитический;
• экономико-математические.
Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов рассчитывается потребность предприятия в различных видах ресурсов и источниках их финансирования.
В отечественной практике система норм и нормативов включает:
• федеральные нормы и нормативы, которые устанавливаются законодательно и являются едиными для всех хозяйствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся: ставки федеральных налогов, сборов, нормы амортизации по группам основных фондов, величина отчислений в резервный фонд акционерного общества, различные ГОСТы, СНиПы и др.;
• нормы и нормативы субъектов Российской Федерации и местных органов власти, которые действуют в отдельных регионах Российской Федерации, например ставки региональных и местных налогов, сборов и т. п.;
• внутрихозяйственные нормы и нормативы предприятий, которые разрабатываются на предприятии и используются для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. К ним относятся нормативы потребности в оборотных средствах (нормируются запасы сырья, материалов, готовой продукции, запасы в незавершенном производстве), нормативы по статьям расходов технологических процессов и видам продукции. Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.
В качестве целевых нормативов при разработке финансовых планов предприятия могут быть установлены:
• соотношение долга и собственного капитала (или долга и выручки);
• коэффициент дивидендных выплат (или реинвестирования прибыли);
• минимальный уровень различных показателей рентабельности (ROS, ROA, ROE);
• минимальная доля ликвидных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия;
• предельный уровень финансовых рисков для различных видов деятельности.
Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, планировании расходов на закупку сырья, формировании фондов накопления и потребления.
Балансовая увязка по денежным фондам имеет следующий вид:
Источники фондов = Использование фондов.
В финансовом менеджменте широкое распространение получили аналитические методы (расчетно-аналитические) методы планирования, основанные на соотношениях и зависимостях, существующих между финансовыми переменными и элементами отчетности. Обычно аналитическая модель представляет собой уравнение или неравенство, задающее взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными. Одним из преимуществ таких моделей является возможность проводить анализ чувствительности исследуемых показателей к изменениям исходных данных и предпосылок (так называемый анализ «что будет, если»).
В частности, расчетно–аналитический метод опирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения планируемого финансового показателя.
Ф.п.пл. = Ф.п.отч. *I
Ф.п.пл. . – планируемая величина финансового показателя,
Ф.п.отч. – отчетное значение финансового показателя,
I – индекс изменения финансового показателя.
Экономико-математические методы позволяют установить количественно определенную взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими. Широкое применение в планировании финансовых показателей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения финансового показателя (рассматриваемого как случайная величина) от одного или нескольких факторов:
Y = а0 + а1 X1 + … + аn Xn ,
где а0 , а1 , …, аn – параметры (коэффициенты регрессии), которые оцениваются из статистических данных,
Y – среднее значение финансового показателя,
X1 , … , Xn – факторы, влияющие на планируемый финансовый показатель.
Применение описанных выше методов дает возможность определить планируемые значения отдельных финансовых показателей. Для разработки финансового плана в виде прогнозных баланса и отчета о финансовых результатах используется метод процента от продаж.
Алгоритм метода процента от продаж.
1. Прогноз объема продаж (темпов роста выручки).
2. Расчет плановой прибыли, прогноз отчета о финансовых результатах.
3. Прогноз потребности в активах.
4. Прогноз изменений в источниках финансирования (пассиве предприятия).
5. Определение потребности в дополнительном финансировании.