Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление финансами некоммерческих организаций

  • 👀 889 просмотров
  • 📌 813 загрузок
  • 🏢️ Финансовый университет при Правительстве РФ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление финансами некоммерческих организаций» pdf
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Департамент общественных финансов Финансового факультета дисциплина: «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ» Раздел 2: «ФИНАНСЫ НКО» Тема 5 Преподаватель: Молчанова Наталья Петровна, д.э.н., профессор Тема 5. Управление финансами некоммерческих организаций 1. 2. 3. 4. План лекции Управление финансами НКО: сущность, значение, принципы, субъекты и объекты. Финансовое планирование как элемент процесса управления финансами. Финансовые планы НКО. Общая характеристика органов управления финансами НКО. Финансовый контроль как элемент управления финансами НКО. Литература : 1.Финансы: Учебник / Под ред. Е.В. Маркиной. – М.:КНОРУС, 2019.425 с. 2. Финансы некоммерческих организаций : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. И.В. Ишиной. 2-е изд. – М.: Юрайт, 2020. 3.Корпоративные финансы : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Федотовой. – М.: КНОРУС, 2016.- 480 с. 3 4. Корпоративные финансы : учебник / коллектив авторов ; под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: КНОРУС, 2015.- 320 с. 5. Научные статьи в журналах «Финансы», «Финансы и кредит», «Бюджет», «Вопросы экономики», «Экономист», «РЭЖ», «Финансовая аналитика: проблемы и решения», «Экономика. Налоги. Право», «Финансы: теория и практика» [«Вестник финансового университета»] и др. 6. Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации. 4 Ресурсы Интернет: • www.consultant.ru - Справочная правовая система «КонсультантПлюс» • http://www1.minfin.ru/ru/ - Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации • www.ach.gov.ru - Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации • www.goverment.ru - Официальный сайт Правительства Российской Федерации • http://www.economy.gov.ruОфициальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации • http://www. gks.ru - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики 1. Управление финансами НКО: сущность, значение, принципы, субъекты и объекты «Финансы некоммерческих организаций» — совокупность денежных отношений, возникающих у некоммерческой организации в процессе формирования доходов, поступлений и накоплений и последующего их использования для достижения ее основных целей деятельности. Термин Управлять – это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать (Анри Файоль) Управление - это действия, обеспечивающие достижение поставленных целей. Управление финансами – сознательное воздействие органов управления на финансы хозяйствующих субъектов, осуществляемое с целью получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Термин Управление финансами – процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций экономических субъектов, целей и задач их деятельности. [Финансы: Учебник / Под ред. Е.В. Маркиной. – М.:КНОРУС, 2017.С. 319]. Системное представление об управлении финансами Управление финансами Объект управления Финансы субъектов хозяйствования Государственные (муниципальные) финансы Разные виды финансовых отношений Субъект управления Органы стратегического управления Органы оперативного управления Органы управления финансами Организация управления финансами на макро- и микроуровнях Макроэкономический уровень-государство органы государственной власти, местного самоуправления, прочие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами Микроэкономический уровень – организации (отделы или службы) структура органов управления финансами зависит от: -размера организации (малое, среднее предприятие); -вида деятельности -(банковская, страховая); -организационно-правовой формы. Объекты управления финансами – разнообразные виды финансовых отношений и соответствующие им финансовые ресурсы Государственные финансы Муниципальные финансы Финансы организаций Финансы домашних хозяйств Объект управления финансами – финансовые отношения объективная экономическая категория. Управляют финансовыми отношениями посредством : 1) научного познания; 2) изучения специфических свойств и возможностей данной научной категории. Субъекты управления финансами – совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление финансами (органы управления финансами). Субъекты и объекты управления финансами НКО Субъекты управления финансами НКО должностные лица финансовые службы Объекты управления финансами НКО работники, ответственные за управление организацией денежного оборота финансовые ресурсы и финансовые отношения НКО Процесс управления финансами НКО раскрывается в функциональных элементах: Функциональные элементы 1. Финансовое планирование и прогнозирование 2. Оперативное управление 3. Финансовый контроль 1. Финансовое планирование и финансовое прогнозирование - это два разных, но взаимосвязанных процесса, посредством которых осуществляется более эффективное управление финансами. Поэтому и рассматривать их следует раздельно. Финансовое прогнозирование используется для: исследования возможного состояния финансов в предстоящем (прогнозируемом) периоде; обоснования показателей соответствующих финансовых прогнозов и планов; определения реально возможного объема мобилизации финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования. Базируется на применении эконометрических и математических моделей, с определенной степенью вероятности описывающих динамику показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые показатели. Значение финансового прогнозирования 1. Система финансовых прогнозов способствует выработке концепции развития страны или субъекта хозяйствования. 2. Используется на макро- и микроэкономическом уровнях как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработке решений. 3. Финансовые прогнозы позволяют органам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой системы страны, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование НКО исследование конкретных перспектив развития финансов некоммерческих организаций в будущем; научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование НКО предполагает разработку различных вариантов развития некоммерческой организации, оценку возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Финансовое прогнозирование НКО выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. Классификация методов финансового прогнозирования (в зависимости от используемых приемов расчета показателей): • • • • • • 2.1. Эконометрическое моделирование, 2.2. Математическое моделирование, 2.3. Экспертные оценки, 2.4. Построение трендов, 2.5. Составление сценариев, 2.6. Стохастические методы. 1. Эконометрическое моделирование - расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. 2. Математическое моделирование - позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза. 3. Экспертные оценки предполагают обобщение и математическую обработку компетентных мнений специалистов-экспертов по определенному вопросу. 4. Построение трендов – предполагает наличие зависимости некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из: 1) постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста); 2) постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Примечание: Тренд – основная тенденция изменения временного ряда. 2. Метод сценариев – позволяет оценить: вероятность достижения поставленных целей, заявленных приоритетов; последствия реализации тех или иных политических обещаний. 3. Стохастические методы – предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозируемыми финансовыми показателями. Традиционные варианты прогнозов в зависимости от сценария развития страны, территории, субъекта хозяйствования: Финансовый прогноз оптимистический реалистический пессимистиче ский Финансовое планирование применяется в целях научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период времени. Значение финансового планирования 1. Осуществляется на основе финансовых прогнозов и анализа финансовой информации (бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности) 2. Способствует достижению сбалансированности и пропорциональности в развитии государства и хозяйствующих субъектов 3. Применяется органами государственной власти и субъектами хозяйствования для: 1) оценки своего финансового состояния; 2) выявления возможностей увеличения финансовых ресурсов и направлений их наиболее эффективного использования 2. Оперативное управление финансами это процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. 3. Финансовый контроль это сфера деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Выводы по вопросу №1: 1. Выделяют три функциональных элемента управления финансами: 1) финансовое планирование и финансовое прогнозирование, 2) оперативное управление 3) финансовый контроль. 2. Это разные, но взаимосвязанные процессы, посредством которых осуществляется более эффективное управление финансами. ВЫВОДЫ по вопросу №1: 3. Управление финансами НКО осуществляется согласно общим подходам к сущности, значению и принципам управления хозяйствующими субъектами. 4. Специфика управления обусловлена особенностями организационноправовых форм НКО. 2. Финансовое планирование как элемент процесса управления финансами. Финансовые планы НКО Финансовое планирование совокупность процедур по определению объема и направлений использования финансовых ресурсов на макро-и микроэкономическом уровнях в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику. Финансы: учебник/ коллектив авторов; Под ред. Е.В. Маркиной. М.: КНОРУС, 2017. С. 328; 413. Финансовое планирование применяется в целях научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период времени. Финансовое планирование осуществляется на основе показателей финансовых прогнозов Цель финансового планирования научное обоснование движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государственной власти и местного самоуправления: оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовое планирование НКО – процесс организации финансовых отношений и обоснованного формирования и распределения финансовых ресурсов на определенный временной период. Объект финансового планирования НКО – финансовая деятельность субъектов хозяйствования, связанная с формированием и использованием финансовых ресурсов. Субъект финансового планирования НКО – органы некоммерческой организации, уполномоченные осуществлять планирование. Цель финансового планирования НКО – обеспечить формирование условий реализации финансовой политики некоммерческой организации; обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) деятельности НКО с учетом тенденций развития. Задачи финансового планирования НКО: 1) Определение объема финансовых ресурсов НКО с учетом доступа к каждому их источнику на определенный период времени 2) Определение направлений расходования финансовых ресурсов на определенный период времени с учетом цели и задач финансовой политики НКО 3) Создание условий результативности деятельности НКО, результативности и эффективности реализации отдельных мероприятий, программ, проектов, грантов 4) Обеспечение финансовой устойчивости НКО. Организация финансового планирования НКО включает несколько этапов: 1. Формирование информационной базы, необходимой для осуществления финансового планирования 2. Составление финансового плана 3. Исполнение финансового плана и мониторинг его исполнения: А) мониторинг текущих результатов исполнения финансового плана Б) выявление фактических отклонений от плановых показателей В) определение причин появления фактических отклонений от плановых показателей … Организация финансового планирования НКО включает несколько этапов: Г) корректировка показателей финансового плана 4. Формирование отчета об исполнении финансового плана 5. Оценка итоговых результатов исполнения финансового плана и определение отклонений фактических показателей от плановых 6, Определение причин появления отклонений фактических показателей от плановых 7. Развитие методики финансового планирования для формирования обоснованного плана. МЕТОДЫ финансового планирования НКО: 1. Метод экономического анализа 2. Метод экстраполяции 3. Нормативный метод 4. Индексный метод 5. Программно-целевой метод 6. Балансовый метод 7. Метод оптимизации плановых решений 8. Метод, основанный на бюджетировании Бюджетирование – процесс разработки плановых заданий по основным направлениям деятельности организации на предстоящий период. Он позволяет рассчитывать бюджеты отдельных программ, проектов; выбрать оптимальный вариант реализации; обеспечить ведение уставной деятельности. Результат финансового планирования НКО составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнеспроектов. Финансовый план НКО – это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период. Задачи финансового плана: • 1) определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования; • 2) определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств; • 3) обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов; Задачи финансового плана: • 4) создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов; • 5) определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами. Этапы финансового планирования: • 1) аналитический - анализ выполнения планов в предыдущих и текущем плановых периодах; • 2) методический - расчет плановых показателей на предстоящий плановый период; • 3) сводный, синтетический - составление финансового плана как документа ( … ). 1-й этап – аналитический. Метод экономического анализа позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом выявляются резервы увеличения доходов, определяются мероприятия по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, рассчитывается ожидаемое исполнение плана. Применяются виды экономического анализа: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; факторный анализ ( … ). Применяемые виды экономического анализа: • Горизонтальный (временной) анализ сравнение каждой позиции с предыдущим периодом. • Вертикальный (структурный) анализ определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом. • Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда ретроспективных данных формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ. Применяемые виды экономического анализа: • Анализ относительных показателей (коэффициентов) расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей. • Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ показателей подразделений, цехов, дочерних фирм, и межхозяйственный анализ в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными предприятий. • Факторный анализ – выявление и анализ влияния отдельных факторов (причин) на результат с помощью детерминированных показателей и внутрихозяйственный анализ сводных стохастических приёмов исследования. Экономический анализ позволяет: • Определить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих годах и текущем периоде; • выявить резервы роста финансовых ресурсов; • обосновать основные параметры финансового плана; • обосновать недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов; • подготовить предложения по их устранению. 2-й этап – методический. Методы расчета показателей финансовых планов: 1) Экстраполяция - определение финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития (путём корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на устойчивый темп их роста); 2) Нормативный – расчёт плановых показателей на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов (субсидии на возмещение затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг согласно государственному (муниципальному) заданию); 2-й этап – методический. Методы расчета показателей финансовых планов: 3) Индексный - использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей (индексы динамики экономических объектов (физических объёмов, цен), уровня жизни, дефлятор ВВП и др.); 4) Балансовый – увязка финансовых ресурсов субъектов планирования с потребностями в них; расходов органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; 2-й этап – методический. Методы расчета показателей финансовых планов: 5) Программно-целевой - оценка и выбор предпочтительных вариантов социальноэкономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы - средство решения межтерриториальных, структурных, экономических проблем; для них характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования их реализации (произведённые гос. расходы увязываются с ожидаемой отдачей от них – социальной и экономической эффективностью) (…) 3-й этап – сводный, синтетический. Составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, подлежащий утверждению уполномоченным органом или должностным лицом. Используется балансовый метод, увязывающий: финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза, бизнесплана, уставных документов; расходы ОГВ и ОМС, КО и НКО с их доходами; пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределение доходов и расходов по кварталам года. Применение балансового метода способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых ОГВ и ОМС. Результат финансового планирования составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов государственных и целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов Финансовый план – это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период Финансовый план состоит из 2-х частей: 1) Доходы А) вступительные взносы Б) членские взносы В) добровольные пожертвования юридических лиц Г) добровольные пожертвования физических лиц Д) доходы от предпринимательской деятельности 2) Расходы А) оплата коммунальных услуг Б) оплата услуг связи В) оплата труда административного персонала и др. К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся: • баланс доходов и расходов, • сводный бюджет, • смета доходов и расходов, • бюджетная смета, • план финансово-хозяйственной деятельности Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационноправовой формой, а также учредительными (уставными) документами Виды финансовых планов, составляемых НКО: 1) Баланс 2) Смета 3) План финансово-хозяйственной деятельности Вид финансового плана, разрабатываемого некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: - для бюджетных, казенных и автономных учреждений – уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с требованиями БК РФ; - для коммерческих организаций и некоммерческих организаций (кроме казенных, бюджетных и автономных учреждений) – приказами, распоряжениями по организации. Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера. Казенные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять бюджетную смету – документ, определяющий объемы бюджетного финансирования этих учреждений. К финансовым планам, составляемым НКО, относятся: Орг.-правовые формы НКО Финансовый план Казенное учреждение Бюджетная смета Бюджетное и автономное учреждение План финансовохозяйственной деятельности Фонды, общественные и религиозные организации Смета доходов и расходов Остальные НКО Баланс доходов и расходов Баланс доходов и расходов включает информацию: Ø о формируемых из всех доступных источников финансовых ресурсах НКО, а также Ø о направлениях их распределения на определенный период времени. Составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей. Смета доходов и расходов – документированный финансовый план поступления и расходования денежных средств для финансового обеспечения НКО; составляется на отдельный проект и программу. Бюджетная смета – устанавливает в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (Ст.6 БК РФ) Показатели бюджетной сметы (казенных учреждений) представляются в виде таблицы, содержащей информацию о: Ø наименованиях направлений расходования средств бюджета; Ø соответствующих им кодах классификации расходов бюджетов; Ø суммах бюджетных ассигнований по каждому направлению. В плане финансово-хозяйственной деятельности (бюджетных и автономных учреждений) – указываются цели и виды деятельности учреждения, общая балансовая стоимость движимого и недвижимого имущества, закрепленного за учреждением. В табличной форме приводятся показатели: Ø финансовое состояние учреждения (финансовые и нефинансовые активы, обязательства); Ø поступления средств из бюджета (субсидий на выполнение госзадания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций) и внебюджетных источников; Ø выплаты (коммунальных услуг, заработной платы работникам, приобретение имущества). Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: - для бюджетных, казенных и автономных учреждений – уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с требованиями БК РФ; - для иных некоммерческих организаций – приказами, распоряжениями по организации. ВЫВОД по вопросу №2: Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера. 3. Общая характеристика органов управления финансами НКО Определение • Финансовая работа в организации — это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное обеспечение организации финансовыми ресурсами для удовлетворения ее воспроизводственных нужд, активной инвестиционной деятельности и выполнения всех ее финансовых обязательств перед публично-правовыми образованиями, банками, другими организациями и собственными работниками. Предмет финансовой работы Финансовые отношения Финансовые потоки • представляют собой построение рациональных схем отношений организации с партнерами по бизнесу и со всеми финансовыми институтами государства • призваны обеспечить достаточность, своевременность и синхронизацию денежных потоков, как обязательных предпосылок финансового равновесия организации, ее финансового благополучия. Состав органов управления финансами НКО: 1) зависит от: • Организационно-правовой формы НКО; • Вида деятельности НКО; • Масштабов деятельности. 2) определяется: • Законодательством РФ; • Внутренними документами организации. Органы управления финансами некоммерческих организаций: • Внутри организации: руководитель, бухгалтерия, может создаваться попечительский совет, ревизионная комиссия, наблюдательный совет • Большую роль при управлении финансами бюджетных учреждений играет вышестоящая организация – например, Государственный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) или Распорядитель бюджетных средств (РБС) • Для отдельных бюджетных учреждений могут быть предусмотрены централизованные бухгалтерии: ведут оперативный бухгалтерский и налоговый учет, статистическую отчетность, делопроизводство и документооборот. Это организация учета, при которой БУ деятельности нескольких организаций осуществляется в одном месте. Компетенции высших органов управления финансами НКО: Øопределение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества; Øутверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; Øутверждение финансового плана НКО и внесение в него изменений; Øучастие в других организациях. Выполняют следующие функции: • Вырабатывают финансовую политику • Определяют целесообразность и необходимость инвестирования • Организуют мониторинг финансовых потоков и т.д. Помимо высших органов в управлении финансами НКО участвуют (выполняют функции): ØФинансовый отдел (служба, управление): - разрабатывает финансовую стратегию - Проводит финансовую тактику - Осуществляет финансовый контроль ØФинансовый директор отвечает за : - финансовую политику - организует корпоративное управление ØГлавный бухгалтер отвечает за: - финансовую отчетность - бухгалтерский учет - уплату налогов Структура управления Фондом целевого капитала Учредители Попечительский совет (могут входить представители фонда, получателей дохода, жертвователей (если доля пожертвования не менее 10% целевого капитала) • Определяет конкретное назначение и цели использования дохода от целевого капитала, получателей дохода, объема выплат за счет дохода, если это не определено жертвователем Правление фонда – высший орган управления (новые члены Правления принимаются по решению Правления) Директор фонда • Учреждение фонда • Формирование первоначального состава Правления фонда • Изменяет Устав • Принимает решение и определяет цели формирования целевого капитала • Утверждает состав Попечительского совета • Утверждает финансовый план, отчетность фонда • осуществляет текущее руководство фондом Назначается Правлением 70 ХХХХХХ Органы управления финансами потребительских кооперативов Совет Правления Наблюдательный совет Правление Председатель Правления ХХХХХХ Органы управления финансами товариществ собственников недвижимости (ТСН) Общее собрание членов ТСН Общее собрание уполномоченных ТСН Правление ТСН Председатель Правления ТСН По временному аспекту выделяют стратегическое и оперативное управление финансами НКО Стратегическое управление финансами НКО ориентировано на реализацию перспективных целей и задач финансовой политики НКО. Оперативное управление финансами НКО направлено на создание условий для достижения тактических целей и задач финансовой политики НКО. Оперативное управление финансами – это проведение краткосрочных (от одного дня до одного месяца) операций по формированию и использованию финансовых ресурсов в рамках исполнения финансовых планов, а также вне плана, диктуемых текущей экономической ситуацией. Специфика оперативного управления финансами НКО: Деятельность НКО в меньшей степени подвержена финансовым рискам (по сравнению с КО). Исключение – НКО, действующие на рынке финансовых услуг: • негосударственные пенсионные фонды; • общества взаимного страхования; • кредитные потребительские кооперативы. Основная проблема для таких НКО – выбор надежного объекта инвестирования. Их деятельность связана с ежедневным пересмотром инвестиционных портфелей, оценкой ликвидности. Оперативное управление финансами в НКО осуществляют: *исполнительные органы НКО (финансовая служба) *в бюджетных и автономных учреждениях – бухгалтерия и планово-экономический отдел. В ходе оперативного управления финансами некоммерческие организации: Øисполняют финансовые планы; Øвносят корректировки в существующие планы; Øпривлекают заемные средства для погашения долговых обязательств; Øиспользуют созданные резервы; Øпринимают решения об инвестировании в финансовые активы; Øосуществляют кассовое планирование (по требованию кредитных организаций, где некоторые НКО открыли расчетные счета). Примерная структура органов управления финансами в вузах: ВЫВОД по вопросу №3: Органы управления финансами НКО построены согласно общим подходам, установленным для хозяйствующих субъектов. Специфика структуры управления финансами НКО обусловлена особенностями организационноправовых форм НКО. 4. Финансовый контроль как элемент управления финансами НКО КОНТРОЛЬ- это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Контроль является одной из основных функций процесса управления и осуществляется в различных сферах деятельности общества. Выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др. Финансовый контроль - это сфера деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Финансовый контроль • совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений. Финансы: учебник/ коллектив авторов; Под ред. Е.В. Маркиной. М.: КНОРУС, 2017. С. 346. Государственный финансовый контроль проводится со стороны некоторых органов власти РФ, которые получили официальные полномочия по его осуществлению: Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др. Государственный финансовый контроль осуществляется Ø путем проверки соблюдения налогового законодательства, Ø выполнения государственных и муниципальных заказов, Ø целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, Ø эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот Цель финансового контроля - своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению). Объекты финансового контроля: количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов государственной власти, организаций и домашних хозяйств. Субъекты финансового контроля: Контролируемые субъекты Контролирующие субъекты Контролирующие субъекты финансового контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль. Этапы процесса финансового контроля 1 Планирование - определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений 2 Проведение контроля с целью сбора оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка 3 Систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности 4 Реализация результатов, доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработка и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков НЕ может являться коммерческой тайной НКО следующая информация: Øо размерах и структуре доходов и расходов Øсведения о размерах и составе имущества НКО Øо численности и составе работников Øоб оплате их труда Øоб использовании безвозмездного труда граждан в деятельности организации Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает доступность и открытость по следующим документам: Øучредительные документы; Øсвидетельство о государственной регистрации; Øрешение учредителя о назначении руководителя; Øплан финансово-хозяйственной деятельности; Øгодовая бухгалтерская отчетность; Øгосударственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ); Øотчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества Некоммерческие организации обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности. Виды финансового контроля (по объекту – в зависимости от сферы проведения) 1) бюджетный, 2) налоговый, 3) таможенный, 4) валютный, 5) кредитный (банковский) контроль, 6) контроль за деятельностью государственных внебюджетных фондов • 7) другие виды. • • • • • • Виды финансового контроля (по субъекту проведения, в зависимости от правового статуса контролирующих субъектов) Финансовый контроль 1. государствен ный 1.1. общегосу дарствен ный 1.2. Ведомственный (внутриведомст венный) 2. негосударствен ный 2.1. аудиторс кий 2.2. внутрихозяй ственный 2.3. обществен ный Виды финансового контроля: • I.2.1. Аудиторский (независимый) финансовый контроль ü Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ. ü Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. ü Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта. • I.2.2. Внутрихозяйственный контроль Внутренний контроль особенно необходим перед обязательной финансовой проверкой, поскольку позволяет собственными силами и за счет собственных денежных средств своевременно выявить и устранить финансовые правонарушения, а также подготовить необходимую документацию для государственных (муниципальных) контрольных органов. Виды финансового контроля: ØI.2.3. Общественный контроль ü В сфере финансовых отношений государства объектами общественного финансового контроля могут быть отчеты об исполнении бюджетов, публикующиеся в обязательном порядке; при отсутствии законодательных ограничений — аудиторские отчеты и заключения; деятельность различных фондов, использующих или распределяющих государственные (муниципальные) денежные средства; проведение государственных (муниципальных) лотерей и т. д. ü Среди общественных объединений выделяются те, для которых деятельность в финансово-контрольной сфере не является основной (адвокатура, правозащитные организации и т. д.) и которые образуются специально для осуществления финансового контроля. Процесс финансового контроля, как целенаправленной деятельности субъектов контроля, осуществляется с использованием определенных методов. • Методы – это приемы или способы, средства осуществления контрольных действий и операций. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: • 1) специфики правового положения, • 2) организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, • 3) объекта и цели контроля, • 4) оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Совокупность методов (способов) финансового контроля: • • • • • • проверка обследование надзор анализ финансового состояния наблюдение (мониторинг) ревизия Проверка – единичное контрольное действие или система контрольных действий в отношении определённых финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования (на основе отчетной документации и расходных документов). Различают: • Камеральные проверки отчётности и документов производятся без выезда в организацию. • Выездные проверки - проводятся по месту нахождения проверяемого объекта. Обследование – изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. Надзор – контроль за осуществлением финансовых операций в целях приведения в соответствие с нормами и требованиями законодательства; система периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями её осуществления ( например, за субъектами хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования). • Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием; • устанавливается со стороны кредитора с согласия субъекта, либо вводится арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности организации. Анализ финансового состояния – оценка результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала. Ревизия – наиболее распространенный и всеобъемлющий метод ФК - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности различают: полные, частичные, тематические и комплексные ревизии. По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают: сплошные, выборочные и комбинированные ревизии. Сплошная ревизия • проводится по всем документам и регистрам бухгалтерского учёта, в которых отражена финансовохозяйственная деятельность; • может применяться и по отдельным однородным операциям (кассовым, операциям по банковским счетам, расчётам с поставщиками и заказчиками и т.д.) • Другие методы контроля подразделяют на приёмы или отдельные контрольные действия: • арифметическая проверка; • приём взаимного контроля; • проверка регистров бухгалтерского учёта и др. Формы финансового контроля классифицируются по ряду признаков: • 1) время проведения контроля • 2) направление воздействия субъекта на объект контроля • 3) место проведения контроля • 4) полнота охвата проверяемого материала (информации) • 5) характер источников контроля • 6) периодичность проведения контроля • 7) полнота охвата проверяемых вопросов • 8) повторяемость изучения источников контроля Формы финансового контроля (по времени его проведения): • Предварительный финансовый контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств • Текущий (оперативный) контроль на основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски. • Последующий контроль эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях. Аудиторский контроль (аудит) – независимый, негосударственный контроль, - представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Основные цели аудита в НКО: •сопоставление направлений деятельности некоммерческой организации , принципов формирования и использования ее имущества с целями и задачами, определенными уставами и органами управления некоммерческих организаций; •подтверждение целевого использования поступивших средств, а именно, оценка направлений их использования, утвержденным сметам, программам, т.е. качественная оценка; •соответствие абсолютных величин расходования средств планируемым показателям, с учетом ограничений, накладываемых соответствующими нормативными актами или донорами. Аудит НКО ØСаморегулируемые организации; ØФонды (включая общественные); ØФондовые и товарные биржи (созданные как некоммерческие партнерства); ØОбщества взаимного страхования; ØГосударственные корпорации; ØНегосударственные пенсионные фонды; ØНКО, выполняющие функции иностранного агента; ØНаиболее крупные НКО, объём выручки от продаж (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) превышает 400 миллионов руб. в год. Обязательный аудит аудиторское заключение входит в состав годовой отчетности, представляемой в налоговые органы. Остальные формы НКО Инициативный аудит цель - установить правильность постановки бухгалтерского учета, оптимизации налогообложения, для составления бюджета проектов, консультирования по налоговым и другим вопросам. Внутрихозяйственный контроль – осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой хозяйствующего субъекта, а также отдельные специалисты. Общественный контроль – осуществляется непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных органов. Органы управления финансами в религиозной организации Органами управления Прихода являются : §Епархиальный архиерей §Настоятель §Приходское собрание §Приходской совет §Председатель Приходского совета Органом контроля за деятельностью Прихода является Ревизионная комиссия: §проводит ежегодную инвентаризацию имущества Прихода §проводит по мере необходимости проверки наличия денежных средств, законности и правомерности их расходования §проводит по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности Прихода, сохранности и учета принадлежащего Приходу имущества Органы управления финансами в некоммерческом партнерстве (НП) Органы управления НП : —Общее собрание членов партнерства, —Постоянно действующий коллегиальный орган управления – Совет Партнерства, —Исполнительный орган – Директор, —Дополнит. совещательный орган – Попечительский Совет Орган внутреннего контроля за деятельностью НП - Ревизионная комиссия Органы управление финансами в госкорпорации Орган управления финансами госкорпорации: Наблюдательный совет, в функции которого входят: Øутверждение финансовых планов; Øрешение об аудите корпорации; Øопределение количественных ограничений на заемные средства и т.д. Органом контроля является Ревизионная комиссия, цель которой – проверка финансовохозяйственной деятельности за определенный период. Выводы по вопросу №4: 1. Финансовый контроль реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, иными государственными и муниципальными органами, уполномоченными государством и иными организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, а также занятости и самозанятости физических лиц. 2. В ходе финансового контроля осуществляются: • сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, • проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, • оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств. План семинарского занятия по теме № 5 «Управление финансами некоммерческих организаций» 1. Финансовые новости 2. Опрос и дискуссия по вопросам темы 3. Тестовый контроль, практико-ориентированные задания Вопросы СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ по теме №5 1. Особенности управления финансами некоммерческой организации. 2. Специфика функционирования финансовой службы в некоммерческих организациях. 3. Финансовое планирование как элемент процесса управления финансами. 4. Финансовые планы некоммерческой организации: план доходов и расходов, бюджетная смета, план финансовохозяйственной деятельности. 5. Виды внутреннего финансового контроля. 6. Государственный финансовый контроль деятельности некоммерческих организаций. 7. Общественный контроль над деятельностью некоммерческих организаций. Индивидуальная контрольная работа: составить А) два теста на сопоставление Б) один тест на правильную последовательность В) два открытых теста Г) два закрытых теста Д) одно либо два практико-ориентированных задания (задача, ситуационное задание, кейс) Все задания делать с обоснованиями (ссылками на информационные источники) и ответами Молчанова Н.П. Спасибо за внимание!
«Управление финансами некоммерческих организаций» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 205 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot