Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Вера в разум. Наука логики в арабо-исламской философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Вера в разум. Наука логики в арабо-исламской философии

Отношение ислама к знанию

В исламе к понятию знание сложилось позитивное отношение. Сама приверженность к религиозному учению ислама есть обретение истинного знания. Исследователи отмечают, что пророк Мухаммед не одну сотню раз использует в Коране слова «знание» или однокоренные ему слова.

Замечание 1

Разум – это дар Бога, средство познания человеком блага и путей достижения морально-нравственного совершенства.

Типология знания

Арабская философия, во многом опиравшаяся на философию Аристотеля, делит процесс познания на две составляющие: чувственное и рациональное познание.

Чувственное знание – это знание формы вещи или явления, без осознания их материальной сути. Знание этого типа через чувства запечатлеваются человеком, в последующем они разрабатываются. Чувственные знания не имеет объективной истинности, т.к. на них наслаиваются присущие миру случайность, количество, признаки места и т.п. Таким образом, оно изменчиво. Идеи, суть вещи, невозможно познать через чувства.

Помощь со студенческой работой на тему
Вера в разум. Наука логики в арабо-исламской философии

Рациональное знание – это знание, характеризующее вещи или явления в их сущности. Рациональное знание не содержит в себе образов. Все понятия метафизики рассматриваются как не имеющие связи с чувственными образами, образами мира. Они умозрительны, имеют свою трансцендентную сферы пребывания, но для человека существуют актуально. Разум призван их воспринимать. Поэтому разум это врожденная характеристика, работающая на основе интуиции.

Также арабские мыслители предлагают и другую типологию знания. Знание здесь также имеет два модуса: бездоказательное (интуитивное) и доказанное.

Бездоказательное (интуитивное) знание: авторитетные суждения, очевидность, знание о констатации какого-либо факта или явления, полученное с помощью органов чувств, простые принципы (типа целое больше части).

Доказанным знанием являются все философские и естественно-научные положения. Таковым это знание делает применение логических понятий и теорий, выработанных в рамках арабской философии.

Арабская логика

Замечание 2

Относительно свободные отношения арабской философии с религиозной традицией способствовали появлению логического учения.

Так аль-Фараби ($870-950 гг.$) считает источником знания науки, которые он делит на практические (политика и этика) и теоретические (философия, логика, естественные науки). Среди выделенных наук арабский мыслитель отдавал приоритет логике, т.к. посредством нее можно установить истину и ложь. В такой классификации можно увидеть влияние Аристотеля.

Логическая теория Аль-Фараби включает в себя два блока понятий:

  1. понятие и представление;
  2. вывод, доказательство и суждение.

Другой арабский мыслитель Авиценна ( Ибн-Сина По данной теме мы уже выполнили презентацию Ибн Сина подробнее , $980-1037$), являясь представителем аристотелизма, развил свое логическое учение. Он утверждал, что существует связь между опытным знанием и логическими суждениями. Он считает, логика дает человеку правила рассуждения, законы осмысления мира. Логика – это часть философии, наряду с физикой и математикой.

Авиценне принадлежит трактат под названием «Логика». В этом трактате арабский мыслитель задается вопросами о цели и природе логики, о содержании и типологии суждений, о сути силлогизмов, о практике доказательства в науке. Кроме того, в нем он продолжает характеризовать логику как науку о законах мысли. Она занята изучением того, как информация о вещах и явлениях, полученная на основе чувственного восприятия, превращается в мыслительный конструкт.

Линию осмысления логического наследия Аристотеля в арабской философии продолжил Аверроэс (Ибн-Рушд, $1126-1198$). Ему принадлежит трактат «О возможном разуме». Здесь философ, как и его предшественник Авиценна, обращает особое внимание на то, как эмпирические данные переходят на уровень абстрактного мышления.