Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Арабская философия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Арабская философия
Определение 1

Арабская философия являет собой систему философских концепций и их рефлексию. Она возникала и развивалась в период доминирования исламского мировосприятия в арабоязычной цивилизации, совпадавшего по врменным рамкам с эпохой Средневековья.

В момент воздействия западной философии и цивилизации она претерпела ряд значительных преобразований и изменений.

Замечание 1

Эта совокупность философских учений была сформулирована восточными философами, исповедовавшими ислам. Арабо-мусульманская философия развивалась параллельно с раннесредневковой схоластикой.

Представители раннеарабской философии

Помощь со студенческой работой на тему
Арабская философия

У истоков арабской философии стоят прамыслители: аль-Кинди, последователей аристотелизма, его переводчик и комментатор, а так же аль-Фараби. В истории средневековой схоластики значительным влиянием пользовался Аверроэс.

Кроме названия арабская философия применимы значения: исламская и арабо-мусульманская философия. При любом значении данные определения рассматриваются как ярлыки, которые маркируют конкретный историко-культурный феномен.

Арабская философия условно делится на следующие периоды:

  • Классический ($8-15 $века)
  • Позднее Средневековый ($16- 19$ века)
  • Современный ($19-20$ века)

Арабскую философию средних веков относят к учению арабоязычных перипатетиков и к тем темам, характерно обсуждаемых в философии античности, а именно в неоплатонизме и аристотелизме.

Направления Арабской философии

Арабская философия представляется$ 5$ю ключевыми направлениями:

  • Калам
  • Арабоязычный перипатетизм
  • Исмаилизм
  • Ишракизм (философия озарения)
  • Суфизм (мистицизм)

Все эти течения, исключая перипатетизма, обладают более широким значение, выходящее за рамки философии, тяготеющие к политическим (исмаилизм) и духовным (суфизм) течениям. Они имеют своё влияние и по сегодняшний день.

Кроме перечисленных течений к миру арабской философии относятся представители, повлиявшие на ёё развитие: Абу Хамид ал Газали ($1058-1111$), Ибн Халдун По данной теме мы уже выполнили презентацию Ибн Сина подробнее ($1332 – 1406$), который преобразовал историографию в научную историю, сформировал вопрос о критерии истинности.

Характерные черты арабо-мусульманской философии

Для классической арабской философии свойственен полемический дух. Первые мутакаллимы были выдающимися спорщиками. От арабского мутакаллимун – говорящий. Это период возникновения калама, речи, который по своему духу перекликается с досократической эпохой формирования философии. Мутазилитами, или обособившимися, была испробована большая часть логических методов в создании проблематизации средневековой арабской философии.

Почти по всем выработанным темам они полемизировали и возражали друг другу. Ашаритский калам, во главе которого стоял Абу ал-Хасана ал Ашари, смог разрешить эту проблему, проведя догматизацию, всё же не утратил свою полемическую составляющую. Весьма известна его полемика с арабоязычным учением перипатететиков о вечности мира, воскресении. Другой спор, запечатлевшийся в этот период, был спор между аш-Шахрастани и Насир ад-Дина ат-Туси, с точки зрения шиитского течения. По данным вопросом вели споры почти все направления и их основоположники. Не такой заметной, но не менее значительной стороной полемики классической арабской философии выступает диалог, который характеризует всю логику формирования философии и новых школ.

Ещё одной чертой арабской философии выступает систематизм. На первый план выступает академичность, отличная от перипатетиков, которая выходит на смену разногласий мутакаллимов. Необходимо отметить, что данный систематизм не перерастает в схоластику, так как внесла важные моменты и новации в средневековую арабскую философию.

Среди всех прочих философских традиций арабская философия занимает особое позицию, которую можно определить внешними и внутренними моментами:

Внешние: хранение, систематизирование, комментирование античного,в главной степени, аристотелевского учения. Влияние арабских мыслителей на важнейших представителей западной культуры позднего средневековья, Ренессанса и Нового времени. Первым оригинальным иудейским философом в период средневековья – Саадия Гаон ($882-942$), ученик мутазилитов. Иудейская философия так же пользовалась наследием античности, Платона и Аристотеля, так же как и арабская. Воздействие философии античности на иудейскую через посредничество арабской неоспоримо.

Внутренние: несводимость к опыту иных традиций подход к обобщённому пониманию в мысли внешнего для неё универсума. Поскольку арабо-мусульманская философия не так сильно связана с теологической стороной, поэтому в ней существенно проявляются тенденции эмпиризма, материализма и пантеизма.

comments powered by HyperComments