Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема единства бытия в арабо-исламской философии

Замечание 1

В первые века ислама одним из ключевых стоял вопрос о выработке доктрины монотеизма. Поэтому и философская мысль была устремлена на развитие понятий монизма, единства бытия, которые сводились к выработке концепта единобожия в рамках ислама и философии, им рожденной. Эти идеи развивались параллельно по двум направлениям, рационалистически и мистически.

«Единобожие» мутазилитов

Мутазилиты (ан-Наззам ($ум. 835-846$), аль-Алляф ($ум. ок. 840$)), как направление арабской философии, были рационалистами. Это выражалось в том, что они старались религиозные положения ислама подвергнуть рациональному осмыслению. Разум – критерий истины.

О едином Боге представители этой школы также рассуждают, оперируя категориями логики, которые были заимствованы ими из античности. Единство Бога, по мнению мутазилитов, предполагает отсутствие у Него каких-либо атрибутов. Атрибуты рождают множественность, а Боге, если Он един, не может содержать в себе многого.

Статья: Проблема единства бытия в арабо-исламской философии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Мутазилиты признают из традиционных семи атрибутов Бога только четыре («истинные» атрибуты), которые непосредственно являются частью сущности Бога, - могущество, жизнь, волю и знание. Остальные четыре – зрение, слух, речь – ими отвергаются, т.к. они носят на себе характеристику времени и поэтому подвержены изменению. Исключенные атрибуты – это только внешние имена Бога.

Атрибуты: знание, могущество, воля - устанавливают связь Бога как Творца с мирозданием. Атрибут жизни служит подтверждением мысли о том, что действовать может только живое.

Мутазилиты стоят на точке зрения примирения тех, кто признает наличие атрибутов у Бога, и тех, кто это не признает. Это достигается утверждением того, что атрибуты есть и ни несуществующие и ни существующие.

Итогом рассуждений мутазилитов стало сокращение общего содержания атрибутов до одного: Бог есть знание.

Бог для мутазилитов – это закономерность, Он единожды творит мир и впоследствии отстраняется от творения.

«Фальсафа»

Понятие «фальсафа» использовалось в арабской философии для обозначения античной философии и учений, которые появились под ее влиянием. Отличительная особенность «фальсафа» - это самостоятельность по отношению к религии. Арабская философия не знает схоластики, т.е. подчинения религиозному учению или практики. Она среди прочего развивает и светскую культуру.

«Проблема единства бытия в арабо-исламской философии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

«Фальсафа» (с арабского языка переводится как философия) – это аристотелизм. Его представители Ал-Кинди ($796/801 – 860/879$), Ал-Фараби ($870-950$), Ибн Сина (Авиценна, $980-1037$), Ибн Рушд (Аверроэс, $1126-1198$).

В «фальсафа» место Бога занимает философская категория единого. Единое здесь понимается как имеющее причину само в себе, при этом не могущее не быть. Оно означает первопричину мира и в целом мир как универсальное единство.

Кроме аристотелизма, в арабской философии можно проследить влияние и неоплатонизма на понимание природы единого. Здесь единое противопоставляется множественности, но все же предполагается определенного рода их соположенность. Единство может быть обнаружено во множественности.

Множественность атрибутов Единого

В каламе, толковании Корана и в суфизме, исламском мистико-аскетическом учении, за единым признается наличие множественности (или атрибутов), но при этом отмечаются различия в понимании сути атрибутов и их взаимосвязи с единым.

В основном, мыслители, признающие наличие многого, утверждают, что оно расположено вне единства. Также все, кроме суфистов, являются сторонниками линейного взаимоотношения единого и множественности, т.е. единым порождается многое. В рассуждениях же суфистов о едином добавляется категория двойственности. Двойственность в их понимании отражает двойственный характер самого мира, имеющего неразрывное по своей природе единое и множественность материального мира.

Итогом духовной жизни, духовного развития человека в арабской философии считалось единение с первоначалом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot