Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психоаналитическая антропология

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Психоаналитическая антропология
Психоаналитическая антропология
Замечание 1

Психоанализ как самостоятельная интеллектуальная практика формулируется в трудах З. Фрейда По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее . При этом высказанные им идеи, в том числе и антропологические, попав в пространство мысли, продолжили свое существование, пройдя через интерпретацию (К.Г. Юнг, Э. Фромм, Ж. Лакан и многие другие).

Ключевой особенностью понимания антропологической проблематики в психоанализе является рассмотрение человека как обладателя бессознательного. Процессы, происходящие в бессознательном либо как-то с ним связанные, объявляются принципиально значимыми в понимании человеческой природы. Психоанализ считает своей обязанностью раскрытие тайн и глубин бессознательного человека.

Антропологические идеи в психоанализе З. Фрейда

Что есть бессознательное? По мнению З. Фрейда бессознательным является выражение в психике человека его желаний и инстинктивных влечений. Как и в природе господствует инстинкт, так и в жизни духа он продолжает играть существенную роль.

На такое понимание бессознательного повлияли эволюционные идеи Ч. Дарвина. Фрейд вслед за ним считал человека всецело биологическим существом.

Замечание 2

Согласно с психоаналитическим учением Фрейда все в мире живет по принципу достижения удовольствия. И только человек стремится одухотворить это, называя указанное стремление достижением счастья. Кроме того, свои природные влечения человек должен подавлять, на что указывают общественные и морально-нравственные правила. Поэтому жизнь человека – это сфера борьбы бессознательного с культурой и обществом.

З. Фрейд в своем психоанализе предлагает описание структуры личности. Она включает в себя три составляющих элемента:

  1. «Оно» (бессознательное) – это место пребывания природных инстинктов и влечений человека, работает по «принципу удовольствия»; архаический фундамент психики человека.
  2. «Я» (сознание) формируется на основе «Оно» и выполняет функции по вытеснению социально неприемлемых желаний и инстинктов.
  3. «Сверх-Я» (сфера морально-нравственных императивов) – идеальное «Я», представленное в форме совокупности морально-нравственных ценностей общества.

Проблема человека в психоанализе К.Г. Юнга

К.Г. Юнг в своей концепции психоанализа основывается на идеях З. Фрейда, но привносит нечто новое. Таковым новым является понятие коллективное бессознательное. К. Юнг предлагает новое понимание структуры личности человека. Она также трехчастна:

  1. Сознание («эго») – это совокупность всех переживаний, чувств и мыслей человека.
  2. Индивидуальное бессознательное представляет собой «верхний» уровень бессознательного, содержащий в себе личные переживания человека, вытесненные из сознания.
  3. Коллективное бессознательное – это отражение в психике человека психологического богатства всего человечества, заключенных в архетипах. Таким образом, Юнг признает существование в психике человека неосознаваемых, надындивидуальных начал.

Архетип – это некая устойчивая форма, которая заполняется индивидуальной психической энергией каждого человека. Юнг выделяет следующие архетипы: Анимус/ Анима, Самость и др.

Человек в психоанализе Э. Фромма

Концепция психоанализа Э. Фромма соединяет в себе идеи нескольких философских направлений:

  • непосредственно психоанализа,
  • марксизма,
  • экзистенциализма.

Фромм вводит понятие социального бессознательного, которое понимается им как совокупность идей и настроений, правил поведения, неосознанно формирующихся у человека под влиянием общества. Человек по преимуществу, по Фромму, имеет социальный характер, задаваемый обществом.

Природа человека заключена в непреходящем экзистенциальном противоречии, наличном в ней. Оно проявляется в том, что человек принадлежит природе, но эта принадлежность имеет неполный характер. А также человек, обладая сознанием, склонен понимать и осмысливать такое свое положение.

В определении человека Фроммом ключевую роль играет понятие свободы. Он рассматривает два модуса свободы: негативную свободу («свобода от») и позитивную свободу («свобода для»).