Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Коллективное бессознательное

В качестве основного компонента психологии К. Г. Юнга признается существование такого глубинного психологического образования, как коллективное бессознательное.

Истоки идеи коллективного бессознательного

Причин разработки и анализа такого сложного образования, как коллективное бессознательное, было несколько.

  1. Описывая разные культуры, К. Юнг обратил внимание, что многие из сказочных мотивов и мифических сюжетов повторяются в разных этнокультурных группах. С точки зрения истории предлагались различные обоснования данных заимствований, однако пересечения сюжетов отмечаются даже у народов, никогда не взаимодействующих между собой.
  2. Пребывая в определенных состояниях, люди способны излагать вещи, которые с большей долей вероятности никогда не были им знакомы. Например, в качестве проявлений коллективного бессознательного можно признать бред больных с психическими патологиями.
  3. Другой предпосылкой к выделению коллективного бессознательного признается феномен НЛО – надиндивидуальные видения у значительного числа не связанных между собой людей. По мнению К. Юнга, схожим в видениях НЛО является тот факт, что когда человек думает, что видит неопознанный летающий объект, он видит не то, чем данный объект является, какой он внешне, а то, что находится внутри этого объекта.

Коллективное бессознательное и сознание

В самом общем смысле коллективное бессознательное – это особые психические паттерны поведения, которые были накоплены за тысячелетия существования живого, и с которыми время от времени все живое (в том числе и человек) сталкивается.

К коллективному бессознательному относятся:

  • психическая память всего человечества;
  • психическая память всего живого;
  • определенное хранилище архаических переживаний, которые были накоплены в процессе существования жизни на планете.

Таким образом, посредством коллективного бессознательного человек становится носителем памяти всего живого. Появляясь на свет, ребенок уже обладает заложенным в него природой предшествующим опытом жизни, который представлен в форме коллективного бессознательного. В связи с этим коллективное бессознательное является не только источником последующего развития индивида, но и предстает в качестве особой жизненной мудрости, психологического стержня личности.

Коллективное бессознательное косвенно, но связано с сознанием. Так, сознание можно рассматривать как тонкую пленку, которая окутывает океан коллективного бессознательного. Данная несоизмеримость обусловлена рядом причин:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Сознание является более поздним образованием психики, которое возникло вместе с человеком. До появления человека природа была бессознательной.
  2. По утверждению К. Юнга, для сохранения мира необходимо стремление жизни к гармонии и целостности; данную функцию берет на себя коллективное бессознательное.
  3. По Юнгу, сознание строится как эктодермическая функция.

Итак, коллективное бессознательное присуще каждому человеку. Оно обладает особой мудростью. Во времена первобытности жизнь человека была связана с миром природы, поэтому его внутренние переживания всегда соотносились с природным миром, то есть его сознание и коллективное бессознательное представляли собой единое целое. В связи с этим коллективное бессознательное и рассматривается в качестве такого слоя психического развития, который способен указать человеку верный путь в виде особой системы символов.

Символы – это своеобразное средство «обхода цензуры» и «доставки» в сознание информации из бессознательного.

Если сознание оперирует преимущественно понятиями, то бессознательное – образами, формами выражения и представления которых являются символами. Поэтому символы и характеризуются как способ «коммуникации» сознания и бессознательного, с их помощью возможен перевод информации из одной знаковой системы (содержание коллективного бессознательного) в другую (сон, бред, галлюцинация). То есть коллективное бессознательное непрерывно манифестирует себя в сознание. Данный процесс был назван Юнгом «вторжение».

Цель бессознательного состоит в гармонизации психики. В соответствии с данной целью коллективное бессознательное можно рассмотреть как некую витальную, природную силу, обеспечивающую функционирование жизни (применительно к человеку – сознательной жизни). На этом основании Юнгом вводится понятие «комплементарность психики», смысл которого заключается в том, что коллективное бессознательное направлено на поддержание устойчивости и (при необходимости) коррекцию психики.

Исследование коллективного бессознательного ввиду очевидных причин сильно затруднено, однако его анализ необходим в психотерапии. Поэтому нередко основная задача психотерапевта сводится к пониманию манифестаций коллективного бессознательного, что достаточно сложно из-за образного, символического языка коллективного бессознательного.

Само по себе коллективное бессознательное – это абстракция, чистейший энергетический потенциал без содержания; материалом его снабжает культура. С помощью данного материала коллективное бессознательное проецируется во внешний мир. Но разность культурных традиций способствует тому, что одни и те же контексты несут разные психотерапевтические материалы. В связи с этим достаточно сложно понять, на что указывает коллективное бессознательное. Юнг утверждал, что коллективному бессознательному не присуща хитрость, оно всегда «прямолинейно». Поэтому, с одной стороны, есть коллективное бессознательное и способы его проявлений, а с другой – его весьма сложно интерпретировать.

Архетипы коллективного бессознательного

Коллективное бессознательное как сложное психическое образование структурировано в виде архетипов. Кант использует понятие трансцендентальной перцепции – это некая подготовленность сознания к восприятию мира в тех или иных формах.

Определение

Архетип – форма воспроизведения коллективным бессознательным мира в образах, символах, сюжетах; архетип подобен генотипу, который реализуется при развитии человека биологической массой. Таким образом, все коллективное бессознательное – это структура, состоящая из архетипов. Однако у всех людей эта структура одинакова, а содержание архетипов разное.

Существуют несколько факторов, объясняющих появление архетипов. Во-первых, количество ситуаций, сюжетов, с которыми сталкивается человек в жизни не так уж и велико. Они однотипны. Например, закат и восход солнца. Это одна ситуация для всей общности людей, и она может быть запечатлена в виде архетипа коллективного бессознательного. То есть человек рождается с архетипом заката и восхода солнца. Во-вторых, архетип – это некая предуготовленность. Типичность ситуаций в природе и в обществе отпечатывается в виде архетипов. Ничто из человеческого опыта не пропадает бесследно, все откладывается и составляет коллективное бессознательное (известковые отложения в океане – как метафора коллективного бессознательного). И, наконец, психические явления подчиняются психическим законам, то есть также откладываются в виде архетипов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Сергеевна Плугина

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис