В качестве основного компонента психологии К. Г. Юнга признается существование такого глубинного психологического образования, как коллективное бессознательное.
Причин разработки и анализа такого сложного образования, как коллективное бессознательное, было несколько.
В самом общем смысле коллективное бессознательное – это особые психические паттерны поведения, которые были накоплены за тысячелетия существования живого, и с которыми время от времени все живое (в том числе и человек) сталкивается.
К коллективному бессознательному относятся:
Таким образом, посредством коллективного бессознательного человек становится носителем памяти всего живого. Появляясь на свет, ребенок уже обладает заложенным в него природой предшествующим опытом жизни, который представлен в форме коллективного бессознательного. В связи с этим коллективное бессознательное является не только источником последующего развития индивида, но и предстает в качестве особой жизненной мудрости, психологического стержня личности.
Коллективное бессознательное косвенно, но связано с сознанием. Так, сознание можно рассматривать как тонкую пленку, которая окутывает океан коллективного бессознательного. Данная несоизмеримость обусловлена рядом причин:
Итак, коллективное бессознательное присуще каждому человеку. Оно обладает особой мудростью. Во времена первобытности жизнь человека была связана с миром природы, поэтому его внутренние переживания всегда соотносились с природным миром, то есть его сознание и коллективное бессознательное представляли собой единое целое. В связи с этим коллективное бессознательное и рассматривается в качестве такого слоя психического развития, который способен указать человеку верный путь в виде особой системы символов.
Символы – это своеобразное средство «обхода цензуры» и «доставки» в сознание информации из бессознательного.
Если сознание оперирует преимущественно понятиями, то бессознательное – образами, формами выражения и представления которых являются символами. Поэтому символы и характеризуются как способ «коммуникации» сознания и бессознательного, с их помощью возможен перевод информации из одной знаковой системы (содержание коллективного бессознательного) в другую (сон, бред, галлюцинация). То есть коллективное бессознательное непрерывно манифестирует себя в сознание. Данный процесс был назван Юнгом «вторжение».
Цель бессознательного состоит в гармонизации психики. В соответствии с данной целью коллективное бессознательное можно рассмотреть как некую витальную, природную силу, обеспечивающую функционирование жизни (применительно к человеку – сознательной жизни). На этом основании Юнгом вводится понятие «комплементарность психики», смысл которого заключается в том, что коллективное бессознательное направлено на поддержание устойчивости и (при необходимости) коррекцию психики.
Исследование коллективного бессознательного ввиду очевидных причин сильно затруднено, однако его анализ необходим в психотерапии. Поэтому нередко основная задача психотерапевта сводится к пониманию манифестаций коллективного бессознательного, что достаточно сложно из-за образного, символического языка коллективного бессознательного.
Само по себе коллективное бессознательное – это абстракция, чистейший энергетический потенциал без содержания; материалом его снабжает культура. С помощью данного материала коллективное бессознательное проецируется во внешний мир. Но разность культурных традиций способствует тому, что одни и те же контексты несут разные психотерапевтические материалы. В связи с этим достаточно сложно понять, на что указывает коллективное бессознательное. Юнг утверждал, что коллективному бессознательному не присуща хитрость, оно всегда «прямолинейно». Поэтому, с одной стороны, есть коллективное бессознательное и способы его проявлений, а с другой – его весьма сложно интерпретировать.
Коллективное бессознательное как сложное психическое образование структурировано в виде архетипов. Кант использует понятие трансцендентальной перцепции – это некая подготовленность сознания к восприятию мира в тех или иных формах.
Архетип – форма воспроизведения коллективным бессознательным мира в образах, символах, сюжетах; архетип подобен генотипу, который реализуется при развитии человека биологической массой. Таким образом, все коллективное бессознательное – это структура, состоящая из архетипов. Однако у всех людей эта структура одинакова, а содержание архетипов разное.
Существуют несколько факторов, объясняющих появление архетипов. Во-первых, количество ситуаций, сюжетов, с которыми сталкивается человек в жизни не так уж и велико. Они однотипны. Например, закат и восход солнца. Это одна ситуация для всей общности людей, и она может быть запечатлена в виде архетипа коллективного бессознательного. То есть человек рождается с архетипом заката и восхода солнца. Во-вторых, архетип – это некая предуготовленность. Типичность ситуаций в природе и в обществе отпечатывается в виде архетипов. Ничто из человеческого опыта не пропадает бесследно, все откладывается и составляет коллективное бессознательное (известковые отложения в океане – как метафора коллективного бессознательного). И, наконец, психические явления подчиняются психическим законам, то есть также откладываются в виде архетипов.