Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью / Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии
Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии

Право и социально-политические теории

Становление права и социально-политических теорий на арабском Востоке относится к $VII – X вв.$

Источники правовых воззрений арабов делятся на две категории:

  1. Предписания Корана и сунны, содержащие высказывания и деяния пророка Мухаммеда, которые могут быть юридически проинтерпретированы.
  2. «Рационалистичное» осмысление религиозно-этических положений и практики их применения в жизни общества. В арабской правовой мысли сложилось множество различных школ, разрабатывающих свои воззрения на природу закона.

Политика и государство в арабской философии

В арабской философии в изучении политики и государства сложилось два основных направления:

  • Нормативно-юридическое направление – развивало положения арабского права.
  • Философское, этическое направление – основной упор делало на древнегреческую политическую мысль.

Помощь со студенческой работой на тему
Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии

Замечание 1

Политика для арабских мыслителей – это наука о «добродетельном городе». Для них неважно разграничение понятий власть, государство и политика.

Аль-Фараби По данной теме мы уже выполнили реферат Арабская философия подробнее , один из основоположников арабской политической философии, рассуждает о том, как нужно организовывать правление, чтобы оно в итоге было добродетельным и явилось благом. Верховная власть, по аль-Фараби, если правильно применяется, то может вести к счастью. Мыслитель делит государства на невежественные, где правитель ищет свою выгоду, и добродетельные, только в последних правитель заботится об интересах подданных. Отличительная черта добродетельного государства – высокие моральные качества правителя и поданных.

Ибн Сина По данной теме мы уже выполнили презентацию Ибн Сина подробнее также развивал учение о добродетельном государстве. Поэтому политическую теорию арабских мыслителей можно назвать скорее философией политической нравственности. Становление добродетельного города, кроме того, связано с развитием идеала познания.

Арабские философы, рассуждая о моральной составляющей политики, не соединяет до конца эти рассуждения с нравственным учением ислама По данной теме мы уже выполнили реферат Этика ислама подробнее . Так Ибн Рушд считал, что религиозное мировоззрение присуще в большей степени простым людям, не склонным к философии. Но представители духовенства должны стоять в стороне от власти.

Ключевой категорией политической мысли арабского Востока является понятие «халифат».

Этическое учение арабских мыслителей

Этическое учение арабского Востока тесно связано с правовыми воззрениями. Здесь присутствует свод морально-нравственных и правовых установок поведения («фикха»). Фикх оперирует пятью категориями: «рекомендуемые», «нерекомендуемые», «обязательные», «безразличные» и «непозволительные».

Поступок оценивается мусульманской этикой с двух сторон: «хороший» и «скверный». Эти качества применяются для оценки соответствия того или иного предмета и явления норме, идеалу. Хорошее – это синоним истинного, что значит обладание всеми доступными качествами и характеристиками вещью. Дихотомия «плохое-хорошее» применительно к поступку впоследствии дополняется понятием «обязательное».

Областью этического регулирования являются те поступки, которые не регламентируются религиозными и правовыми нормами.

Арабская этика разграничивает понятия поступок и намерение.

Намерение совершить поступок понимается как устремленность к поставленной цели, что выражается в действии. Цели поступка в конечном итоге приводят либо к благу, либо ко вреду. Поступок совершается с привлечением блага или с удалением от злого. Таков ненапрасный поступок. Если цель не достигнута, то поступок считается напрасным («никчемным»).

Поступок, осуществленный согласно поставленной цели, имеет связь с обретением истинного знания и веры.

Замечание 2

Одной из ключевых характеристик поступка является свобода. Этика предполагает выбор, который должен быть осуществлен разумно.