Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Цивилизационная концепция А. Тойнби

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Цивилизационная концепция А. Тойнби
Цивилизационная концепция А. Тойнби
Определение 1

Цивилизация – это философско-историческая категория, обозначающая культурное сообщество, длительно и самодостаточно существующее и обладающее выраженным своеобразием.

Сущность концепции Тойнби

А. Тойнби являлся представителем религиозной философии, что отставило свой значительный след в его концепции исторического развития. С точки зрения Тойнби история представляет собой божественное творение, его воля реализуется через человека и его деяния. Мировой закон представляет собой взаимодействие человечества и божественного логоса. Божественное вопрошание воплощается в виде вызова, который он бросает человеку, в ответ человечество предпринимает определенные действия, преодолевая вызов. Через преодоление человек постигает историю, а значит и самого себя. Тем самым конечной целью исторического развития выступает постижение бога через самораскрытие человека.

Ключевым термином, используемым Тойнби в своей концепции, является понятие цивилизации. Данный термин использовали длительное время для того, чтобы подчеркнуть внешние материальные особенности того или иного человеческого сообщества. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» использовал цивилизацию в значении последней завершающей стадии развития культуры. Тойнби использовал ее в совсем новом качестве – в качестве основной единицы истории.

Замечание 1

Цивилизация, с точки зрения Тойнби, это общество, состоящее из одного или множества государств, представляющих собой относительно независимый самобытный мир.

Цивилизации могут вступать в отношения между собой, формируя экономические, политические, культурные связи. Между ними существует преемственность, в частности, Тойнби прослеживал следующую цепочку: минойская цивилизация – эллинская цивилизация –западная цивилизация. Эта преемственность может возникать в том числе на уровне культурных смыслов.

Цивилизации в своем развитии проходят 4 стадии развития: возникновение, рост, надлом, распад. Цивилизации создаются тогда, когда условия не слишком благоприятные и не слишком тяжелыми. Однако он усматривает действие ряда факторов, как положительных, так и негативных. К негативным он относил силу инерции, которая препятствует развитию человека и задержала развитие человеческой цивилизации примерно на 300 тысяч лет.

К предпосылкам формирования цивилизации он относит следующее:

  • исключительность человека как биологического вида;
  • специфичность среды, которая мобилизует человека на развитие;
  • противостояние человеческого сообщества внешнему вызову как взаимодействие микрокосма и макрокосма.

Таким образом, от того, насколько успешно цивилизация отвечает на вызов, зависит прогресс общества. Все вызовы Тойнби разделял на вызовы природной среды и вызовы человеческой среды. Например, возникновению египетской цивилизации способствовал вызов, брошенный природой – иссушение земель и необходимость создания ирригационной системы. В России внешний вызов выражался в постоянном давлении кочевых племен, ответом стало формирование новой социальной организации, которая не только выстояла против кочевников, но и захватила их территории, превратив в крестьянские поля.

Тойнби выделял следующие типы вызовов:

  • вызов сурового климата;
  • вызов новых земель;
  • вызов внешнего давления;
  • вызов внешнего ущемления, когда общество направляет свои усилия на выработку свойства, чтобы возместить потерю/нехватку;
  • вызов неожиданных ударов со стороны человеческого окружения.

Согласно концепции «вызов-ответ» внутри цивилизации существует элита (креативное меньшинство) и пассивное большинство. Поскольку цивилизация постоянно находится под воздействием внешних вызовов, ее способность существовать и развиваться зависит от меньшинства, т.к. только оно способно дать эффективный ответ на внешний вызов. Пассивное большинство копирует за элитой новые культурные ценности, традиции, формы поведения, которые вводит элита. При этом главным инструментом внедрения креативных идей в пассивные массы выступает религия, поскольку массы не в состоянии осознать и понять всю сложность процесса. При этом

Замечание 2

Критерием развития цивилизации и ее роста выступает не совершенствование материальной культуры, а ее самоактуализация и эффективный ответ на внешний вызов. История знает примеры, когда техника совершенствовалась, а цивилизация при этом оставалась статичной, и наоборот.

Типология цивилизаций

Тойнби выделяет 21 цивилизацию. При этом только семь из них относятся к живым сообществам - западная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская. Однако почти в каждой из существующих цивилизаций Тойнби усматривал признаки надлома и говорил о начале кризиса. К числу древних цивилизаций он относил минойскую, шумерскую, хеттскую, византийскую, персидскую, вавилонскую, андскую, египетскую, юкатанскую, мексиканскую, а также цивилизацию майя.

Кроме того, Тойнби выделял четыре неродившихся цивилизации, среди них – скандинавскую, а также цивилизации, которые задержались в своем развитии или были остановлены (эскимосы, спартанцы, кочевники и т.д.). Это народы, у которых нет истории. Они имели желание продолжить свое развитие, но оказались не в состоянии, т.к. любое движение означало бы гибель. Эти цивилизации погибли, поскольку все-таки отважились идти дальше или же «окоченели, застыв в неудобной позе».

Гибель цивилизаций

Тойнби считал, что цивилизации приходят к гибели тогда, когда у них заканчивается «жизненный порыв», в результате чего они уже не могут найти адекватный ответ на очередной исторический вызов. Каждая цивилизация сама ведет себя к гибели. Когда теряются силы самосохранения, наступает период кризиса и надлома. Со временем элита превращается в замкнутую самовоспроизводящуюся систему, она вырождается и не справляется со своими функциями. Она опирается уже не на творчество, а на материальные инструменты власти, прежде всего, на силу оружия и страх. Происходит раскол общества на правящее меньшинство и бесправное большинство. Меньшинство, «попирая все права и вопреки рассудку», пытается силой удержать власть, которой уже не достойно. На границах сообщества формируются силовые отряды, которые усиливают свой внешний напор. Действие внешних и внутренних сил способно разрушить уже ослабленную цивилизацию.

comments powered by HyperComments