Познание
Потребность познания является одной из самых важных в системе потребностей человека и проявляется в любопытстве, духовных исканиях и стремлении к пониманию. Попытки объяснить неизвестное и стремление к нему – это важный аспект жизнедеятельности человека.
Мотивы познания самые разнообразные и, в своем большинстве, практические: мы пытаемся познать что-нибудь об определенном предмете для того, чтобы выяснить суть его использования и возможного последующего применения. Тем не менее, мотивы могут быть теоретическими, так как человек попросту способен получать удовольствие от обыкновенного решения запутанной интеллектуальной проблемы или задачи.
Важно заметить, что целью познания является получение истинных знаний об определенном предмете, явлении, мире как таковом.
В конце концов, деятельность познания направлена на постижение истины. Истина в ее классическом трактовании, является соответствием знаний и действительности. Особое место в системе разнообразных форм отношения мир-человек занимает познание и приобретение знания об внешнем мире природы, его сущности и структуре.
Познание – это прямой процесс приобретения человеком нового знания, которое ранее было неизвестно.
Результативность познания может быть достигнута непосредственной активностью человека в данном процессе. Основной теорией познания является гносеология. Данная наука рассматривает основные аспекты человеческого познания, уровни, основные формы, методы познания, каким образом можно перейти от незнания к знанию. Именно данная философская дисциплина рассматривает проблематику объекта и субъекта познания, определяет структуру познавательного процесса и конечный продукт познания – истину во всей ее красоте.
Субъект познания
В том случае, когда мы рассматриваем процесс научного познания как целостную системную конструкцию, в качестве основных элементов выступают субъект и объект познания.
Субъект познания – это определенный носитель материалистической или предметно-практической деятельности и, следовательно, познания, основной источник активной познавательной деятельности, который направлен на познавательный предмет.
Субъектом познания может быть отдельный человек, индивид, самые разнообразные общественные объединения и группы, общество в целом. В том случае, когда индивид является субъектом познания, его переживание собственного «Я», что в психологии называется «самопознанием», определяется посредством целостного мира культуры, который создавался человеком на протяжении всей его истории. Успешная активная деятельность при процессе познания может осуществляться посредством активного участия субъекта в процессе познания.
Объект познания
Объект познания – это противоположное субъекту, определенный предмет познания. Именно на объект познания направлена практическая познавательная деятельность субъекта познания.
Важно понимать, что объект не является объективной реальностью, материей. В роли объекта познания могут выступать разные материальные образование, самые разнообразные социально-политические явления. Таким образом, объект познания – это все, что может человек познать. Итог познания, его результаты, также могут послужить базисной основой объекта познания. Объектом познания становятся все существующие вещи, процессы, явления вне зависимости от человека, но которые осваиваются именно человеком – субъектом познания.
Таким образом, можно определить, что понятие предмета и объекта познания являются отличительными, так как предмет является всего лишь одной стороной объекта.