Истина –гносеологический атрибут мышления в его отношении к своему предмету. Мысль может считаться истинной в тот момент, когда она тождественна своему предмету.
Основная цель познания – стремление и достижение истины.
Истина в философском познании становится не только целью, но и предметом познания. История философии на протяжении всего своего существования разрабатывала такую теорию познания, которая могла бы рассмотреть его в качестве процесса поиска научных истин. Проблематикой в этой деятельности становилась активность субъекта с возможностью получения им знаний об объективном мире и их противопоставление.
Фокусы изучения истины
Истина имеет большое множество сторон и может быть изучена с разных фокусов:
- Логического
- Социологического
- Гносеологического
- Теологического
История изучения истины
Истина или классическая философская концепция истины берет свое начало в античный период. Первым понятие истины ввел Парменид, когда противопоставлял его мнению. Фундаментальным критерием истины выступает единство мышления и бытия. Платон высказывался об истине следующим образом:
«то, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет».
Долгие годы классическая теория истины преобладала в теории познания. Ее основное положение – утвержденное мыслью имеет место быть в действительности. Таким образом, момент соответствия мысли реальности тождественно с понятием адекватности. Истина становится таким свойством субъекта, которое состоит в единстве мышления с самим собой и с его доопытными формами. И. Кант исходил из того же мнения. В дальнейшем под истиной стали понимать свойства идеальных объектов, не принадлежащих человеческому познанию, как вид духовных ценностей. Философ Августин сформулировал свою концепцию о врожденности истинных идей. Одно из самых известных определений истины было дано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином, от Авиценны оно перешло к Фоме Аквинскому и дальнейшей схоластической традиции. Определение характеризует истину как «интенциальное соответствие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей».
Относительная и абсолютная истины – есть формы истины.
Форма выражения истины зависит от конкретного исторического контекста, который может характеризовать уровень ее точности, полноты. Такую истину можно называть относительной. Из этого следует то, что развитие человеческого познания и науки это непрерывная смена относительных истин, которые максимально точно выражают истину.
Наиполнейшее, точное, всеобъемлющее колоссальное знание о чем-либо – абсолютная истина. Агностицизм выступает с отрицательным мнением по поводу познаваемости абсолютной истины, в доказательстве ссылаясь на то, что во время познавательной деятельности человек имеет дело только с относительной истиной. Со временем они становятся неполными, поэтому точное и исчерпывающее знание недоступно. В зависимости от сложности того или иного явления достижимость абсолютной истины все менее возможно. Абсолютную истину можно считать возможной в качестве предела, цели, к которой должен идти человек и его познанию. Каждый этап, каждая относительная истина –это один единый и целостный путь к абсолютной истине.
Теории истины
К теориям истины относят:
- Авторитарную теорию – она подразумевает собой доверие к авторитетному источнику какого-либо высказывания
- Когерентную теорию – полагает непротиворечивость основных критериев истины
- Конвенциональную теория – истина является результатом соглашения
- Прагматическую истину – практическая значимость получаемая в момент познания результата