Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Объективная истина как цель познавательного отношения человека к действительности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Объективная истина как цель познавательного отношения человека к действительности
Определение 1

Объективная истина – это такая составляющая знаний человечества об окружающем мире, которая детерминирована исключительно свойствами объектов окружающего мира и не зависит от самих людей.

Основной вопрос философии и понятие истины

Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о бытии, его сущности, природе, способах существования и развития. Этот вопрос волнует философов с древнейших времен до наших дней, и продолжит оставаться центральным и в будущем. Ответом на него являются различные онтологические концепции, предлагающие различные модели мироустройства, однако для их появления человек первоначально должен узнать что-либо об окружающем мире. Процесс познания в свою очередь рассматривается в рамках гносеологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Познание и бытие связаны между собой теснейшим образом, поскольку отрицая возможность познания как таковую, философы-агностики, вместе с этим отрицают и возможность определения бытия, если не самого его существования. Вместе с тем, даже придерживая гносеологического позитивизма, определить сущность бытия весьма непросто, так как далеко не любое высказывание и мнение о сущности окружающего мира оказывается верным, на протяжении исторического развития теории и парадигмы неоднократно сменяли друг друга, а знания, казавшиеся незыблемыми догмами (например, эфирная теория) рассыпались в прах.

Замечание 1

По этой причине целью познания является приобретение не просто каких-либо знаний о действительности, а пригодных для создания устойчивой и верной картины мира, достоверных или истинных. Однако само понятие истины оказывается далеко не однозначным, существуют различные его концепции.

Концепции истины

В настоящее время можно выделить ряд концепций, предлагающих разное понимание истины:

  • классическую,
  • априористскую,
  • прагматическую,
  • конвенционалистскую,
  • экзистенциалистскую.

Классическая концепция является наиболее ранней, но и наиболее общепринятой. Ей принадлежит классическое понимание истины как соответствия между знаниями и действительностью, которое было сформулировано еще Аристотелем. Вместе с тем, несмотря на свою простоту и очевидность, классическая концепция оставляет множество проблем и вопросов – что понимать под действительностью? Всякое ли выраженное мнение является знанием? Как устанавливать соответствие?

Критика классической концепции способствовали развитию альтернативных теорий. В априористской концепции истинное знание не требуется обосновывать или добывать – оно заложена в человека изначально высшим существом (богом) и может быть получено им через откровение.

Конвенциональная концепция предлагает иной путь разрешения проблем. Истинным знанием становится то, которое выступает результатом явного или негласного соглашения сообщества. В отличии от догматизма классической и априористской концепций, сторонники концвнциональной провозглашают релятивизм истин – т.е. их относительность, зависимость от внешних условий, в частности, от соглашений, принятых в сообществе. Если сообщество меняется, то меняется и принятая в нем истина (смена научных парадигм), равно как истины двух разных сообществ могут не совпадать между собой (теории различных научных школ).

Прагматическая теория предлагает еще более простой критерий истины – пользу практическую или теоретическую, которую способно принести знание. Если знание обладает прагматической ценностью и может быть конвертировано в методы и технологии, рекомендации, прогнозы и руководства, то такое знание безусловно является истиной, если же оно не приложимо к практике или не оправдывает себя, то является заблуждением.

Наконец экзистенциальная концепция предполагает субъективистское понимание истины как источника творческого и личностного роста человека, его опыт приобретённый в рамках инсайда, как выход из экзистенциального кризиса, личный смысл бытия.

Наука и объективная истина

Несмотря на значительный плюрализм современных концепций истины, который указывает на неоднозначность и сложность данной категории, в науке сохраняет свои доминирующие позиции классический подход, с учетом правок, внесенных него теорией материалистического диалектизма, о субъективно-объективном и абсолютно-относительном характере истины, ее динамической сущности и постоянном процессе прогрессивного движения от относительного полюса к абсолютному.

Предпочтение классической теории связано с интуитивным представлением о возможности познания мира таковым, какой он есть на самом деле, и потребностью ученых в утверждении того факта, что они получают объективные знания, а не субъективные переживания о конвенциональной или экзистенциальной картине мира.

Поскольку истина имеет двойственный субъективно-объективный характер, который выражается в существовании двух пластов знания – того, что соответствует окружающей действительности и свойству ее объектов, и того, что детерминирован особенностями человеческого познания и природы, то наука стремится в первую очередь к получению объективной истины.

Возможность ее достижения определяется основными положениями теории истины:

  • в знании находит свое отражение объективный мир, который находится в состоянии постоянного развития;
  • средства и методы познания, используемые человечеством для изучения объективного мира, также находятся в процессе постоянного совершенствования;
  • знания, отражающие развитие объективного мира, благодаря процессу научного познания, постоянно совершенствуются и уточняются, что влечет за собой развитие объективной истины.

При этом идеалом объективной истины выступает абсолютная истина – та, которая обладает полнотой, целостностью и завершенностью своих знаний, и охватывает весь существующий объективный мир. Ей противопоставляется реальная объективная истина имеющая относительный характер, т.е. не полная и незавершенная, а также имеющая границы своего применения, в силу ограниченности познаний человечества о окружающем мире с точки зрения будущего.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис