Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема истины в гносеологии

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Понятие истины

Определение 1

Истина в гносеологии - это адекватная информация о воспринимаемом объекте, которая получена через чувственное или интеллектуальное постижение и характеризуется с позиции ее достоверности.

Истина, как одно из основных понятий философии, всегда была центром внимания всех ученых философов, начиная с периода Античности и заканчивая современной философией. Вопрос, который задал Христу Понтий Пилат «Что есть истина?», - ответ на который он так и не услышал, и сегодня является главным вопросом философской науки.

Современными исследователями слово «истина» отнесено к древнерусскому и даже старославянскому корню «истъ-», у которого было несколько значений, таких как настоящий, подлинный, точный.

Замечание 1

Термин «истина» в гносеологии употребляют, чтобы охарактеризовать не какие-либо вещи, предметы, явления, а знания об этих предметах.

В общефилософском понимании проблема истины значительно шире, чем вопрос истинности научного знания, о чем можно судить по многообразию форм познавательной деятельности. Это значит, что у истины множество аспектов и ее можно рассматривать с самых разных позиций: гносеологии, науки, художественного творчества, логики и богословия, при этом будет обнаружено, что известно несколько различных трактовок истины, несовместимых друг с другом.

Некоторые трактовки истины:

  • Истиной называют соответствие знаний действительности;
  • Истина – это одно из свойств самосогласованности знаний;
  • Истина – это полезность и эффективность знания;
  • Истина – это соглашение.

Вышеуказанные трактовки воплотились в соответствующих концепциях.

Концепции истины в гносеологии

Готовые работы на аналогичную тему

Классическая концепция истины, или теория соответствия, или корреспондентская теория истины, является одним из наиболее значимых достижений философской мысли. В ней аккумулируется многовековой опыт человеческого познания в разных сферах, в первую очередь в научной.

Основные положения классической концепции истины в Античном периоде были изложены в работах Аристотеля и Платона. Платоном впервые было связано понятие истины и понятие соответствия. В диалоге «Кратил» Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее говорил, что истина должна быть установлена степенью соответствия знания бытию. В трудах Аристотеля по логике оформляются основные положения теории соответствия.

Аристотель утверждал, что истина не существует в вещах, а является продуктом человеческой мыли, возникающим, когда субъект и предикат связаны в высказывании, которое может быть истинным или ложным. При дальнейшем развитии положения аристотелевской концепции истины, Фомой Аквинским По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Фомы Аквинского подробнее было сформулировано определение истины, которое начало ассоциироваться со всей теорией корреспонденции в целом, глася, что истина – это соответствие вещи и интеллекта.

В философии Нового времени, в сочинениях таких авторов, как Р. Декарт, Дж. Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее , Г. Лейбниц, сформулирован категориальный аппарат концепции соответствия ее основных положений. Истину начали понимать в качестве объективного свойства предложений, независящего от человеческого мышления и процесса познания, которые ее открывают.

В философии Новейшего времени эту концепцию поддерживали такие крупные философы, как Поппер, Витгенштейн По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Философия Л. Витгенштейна. подробнее , Рассел и др.

Важная особенность понимания истины в классической теории – это ее объективность, то есть независимость от воли и желания людей, от ее признания или непризнания. Соответствие мысли объекту может быть определено объектом, его особенностями, а не желанием человека. Стандартным вариантом толкования критерия истины предполагается, что высказывания будут соответствовать фактам, положению дел, событиям и определенным ситуациям.

Преемник классической концепции истины – диалектико-материалистическое учение об истине, которое было разработано в марксистско-ленинской философии.

Замечание 2

Преемственность выражается обоснованием объективности истины. Ленин в своем труде «Материализм и эмпириокритицизм» По данной теме мы уже выполнили реферат "Эмпиризм и рационализм" подробнее писал, что понятие объективной истины характеризуется таким содержанием человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от всего человечества.

Кроме объективности истину характеризует абсолютность и относительность:

  1. Абсолютность истины заключается в ее полноте, безусловности и наличии независимого от субъекта познавательного содержания, которое сохраняется и воспроизводится в процессе прогресса знаний. Так как человеческое знание верно воспроизводит объект, ему характерна абсолютная истинность.
  2. Относительность истины – это ее неполнота, приблизительность, незавершенность, которые при познании устраняются из знания как несовместимые с природой вещей.

С материалистической позиции истина может быть определена в качестве адекватного отражения объективной реальности познающим субъектом, в процессе чего, познаваемый предмет будет воспроизведен так, как он существует независимо от сознания и вне его.

Изначально сторонниками классической концепции истины было выдвинуто предположение, что определяемую цель – соответствие мыслей действительности – можно достичь достаточно просто. При этом они явно или неявно базировались на следующих предположениях:

  • действительность, с которой человек непосредственно сталкивается и взаимодействует, а также которая является предметом его познания, не зависит от самого его знания;
  • мысли можно привести в простое однозначное соответствие с действительностью;
  • имеется разработанный интуитивно понятный и не вызывающий никаких сомнений критерий, благодаря которому можно установить степень соответствия мыслей реальности.

Со временем стало понятно, что такие положения, на которых основана вся классическая концепция истины, не являются абсолютно бесспорными, а сама классическая концепция истины вынуждена была решать целый ряд проблем, послуживших причиной для ее пересмотра и ограничения областей применения.

К перечню этих проблем, в первую очередь, относится проблема уточнения характера соответствия мыслей реальности. В философии она была сформулирована следующим образом: «Как можно сравнить знание, которое является по природе своей идеальным, с вещами, которые материальны?».

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис