Краткая биография Ламетри
Жюльен Офре де Ламетри родился 25 декабря 1709 года в Бретани, в небольшом портовом городке Сен-Мало. Он проходил обучение в колледжах:
- Кутанса,
- Кана,
- Плесси (Париж),
- Аркура.
Окончив среднюю школу в возрасте восемнадцати лет, он решил стать врачом. Вернувшись в Сен-Мало, Ламетри приступил к практической работе врача и занялся научными исследованиями. За 8 лет пребывания в Сен-Мало он опубликовал несколько научных работ. С научной точки зрения интересен его обширный труд «Соображения для практической медицины» (1743 г.), содержащее описание 111 историй болезни, в основном собственных больных.
В 1745 г. вышел его первый философский труд – «Естественная история души», книги, провозглашающей материализм. Ламетри публикует его как французский перевод эссе, написанного неким Д. Черпом, но вскоре становило известно имя его настоящего автора.
На заседании парижского парламента прокурор Жильбер де Вуазен заявил, что книга содержит еретические идеи, она может «свести природу и свойства человеческого разума к материи и подорвать основы религии», поэтому требует публичного сожжения.
В 1746-1747 годах выходят в свет несколько работ Ламетри:
- сатира «Политика доктора Макиавелли, или Путь к успеху, открытый врачам»,
- комедия «Отмщенный факультет»,
- «Человек-машина».
За несколько месяцев до публикации «Человека-машины», в поисках убежища от угрожавших ему преследований, он обратился к Мопертюи, бывшему тогда президентом Прусской академии наук и пользовавшемуся большим расположением Фридриха II.
8 февраля 1848 года берлинская газета сообщила о прибытии «знаменитого врача де Ламетри». Фридрих немедленно предоставил Ламетри должность придворного врача и его личного чтеца, а вскоре устроил его на работу в Академию наук.
Ламетри продолжал писать. С 1748–1751 гг. вышло несколько его книг:
- «Животные больше, чем машины»,
- «Человек больше, чем машина»,
- «Система Эпикура»,
- «Мемуары о дизентерии»,
- «Трактат об астме» и др.
Только близкие Ламетри знали, насколько несправедливым было к нему общество.
Он умер в возрасте сорока двух лет 11 ноября 1751 года, по легенде, отравившись паштетом. По указанию самого Ламетри, оставленному в его последних трудах, ученый был отравлен. Однако смерть Ламетри никогда не расследовалась.
Основные тезисы книги «Человек-машина»
В работе Ламетри «Человек-машина» изложены почти все основные принципы, которые впоследствии были развиты французскими материалистами. Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную основу наших ощущений – внешний мир. В то же время он подчеркивает, что материя находится в постоянном движении, что движение неотделимо от нее. Источник движения находится в самой материи. На его взгляды оказало влияние не только картезианское понимание е распространенности, но и философское мышление в ньютоновской физике, в частности, ньютоновское понятие силы. Несмотря на материалистический подход, Ламетри также высказывает мысли о невозможности познания сущности движения и материи. «Сущность движения нам не известна, как и сущность материи. Невозможно обнаружить, как происходит движение в материи».
В работе Ламетри «Человек-машина» человек рассматривается как машина, хотя и довольно сложная. По словам Ламетри, человек – такая сложная машина, что дать точное определение совершенно невозможно.
Ламетри сравнивает человеческое тело с часами, и считает, что тело может продолжать функционировать даже после упадка сил, после болезни. «Человек есть часовой механизм, который заводится не механически, а путем поступления питательного сока из пищи в кровоток». Ламетри называет этот питательный сок «хилас».
Ламетри был первым философом, выразившим мысль о возможности происхождения человека от животных. Он подробно описывает естественные и автоматические движения, присущие животным, которые происходят в результате действия «пружин человеческой машины»:
- тело механически вздрагивает от ужаса при виде неожиданной бездны,
- веки опускаются при угрозе удара,
- зрачок сужается на свету, чтобы сохранить сетчатку,
- зрачок расширяется, чтобы видеть вещи лучше в темноте,
- зимой поры кожи закрываются механически, чтобы холод не попал внутрь сосудов,
- сердце, артерии и мышцы сокращаются во время сна и т.д.
Ламетри считал, что духовное, идеальное – это изобретения теологов. Душа есть «термин, лишенный содержания, за которым не скрывается никакая идея и которым здоровый разум может пользоваться лишь для того, чтобы облачить ту часть нашего тела, которая мыслит». Что касается сущности мысли, то мысль, по Ламетри, есть только «способность чувствовать» и «мыслящая душа есть не что иное, как чувствительная душа, направленная к созерцанию идей и к рассуждению».
В то же время, несмотря на весь свой натурализм и свою механистичность, Ламетри придает большое значение воспитанию и образованию. Без образования самый организованный ум лишается всякой ценности. Но в отличие от человека, машину не нужно обучать. И если бы человек был, Образование не может изменить природу человека, будь он машиной, он стал бы просто «образованной машиной».
Ламетри возражал против картезианского положения о том, что животные лишены всякой чувствительности, считая, что чувства характерны не только для человека, но и для всех животных. Эту точку зрения он развивает в своей книге «Человек-машина». Хотя название работы указывает на механистический подход к проблеме человека, взгляды Ламетри были далеки от понимания человека только как особого типа человека-механизма.
В соответствии с этим подходом он рассматривает душу как материал, «двигатель» живого организма. Разница между человеком и животным для него только количественная – в размерах и строении мозга. Человек, по Ламетри, существенно отличается от механических устройств, так как он машина особого рода, способная чувствовать, мыслить, отличать добро от зла, ходьба, живое воплощение движения.