Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Христианская социалистическая идея Л.Франка

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Политическая философия / Христианская социалистическая идея Л.Франка
Христианская социалистическая идея Л.Франка

Социально-политическая проблематика в философском творчестве русского философа начала $XX$ века С.Л. Франка, как и других мыслителей в это время, занимала одно из ключевых мест.

Замечание 1

Франк, будучи религиозным мыслителем, исходит в своих воззрениях на устройство общества из идеи поиска примирения между христианскими ценностями и моральными установками человеческого общежития и реальным положением дел, в котором присутствует социальная несправедливость и произвол.

Два царства

Франк начинает свои рассуждения о политическом с прояснения того, что значит христианство для цивилизации. С его точки зрения, христианство принесло в ее рамки новую идею социального устройства – будущее Царство Божие. Оно прочно пребывает в общественном сознании.

Готовые работы на аналогичную тему

Обещание будущего Царства Божия продолжает сосуществовать с трагизмом мира. Человеку приходится жить в двух мирах одновременно: в справедливом и праведном христианском мире и греховном, обыденном. Грань между праведной и грешной жизнью четко не определима, т.к. она пребывает в душах людей.

Исходя из этого, Франк говорит о наличии двух видов этики: «этики благодати» и «этики закона». Вместе они являются проявлением христианской любви, но это происходит по-разному. В рамках идеального общественного бытия этика проявляется как благодать, получаемая людьми от жизни во Христе, в рамках «бытия в мире» нравственная активность тоже проявляется, но она облечена в форму устойчивых моральных установок, в форме «политики любви».

Персональное и всеобщее спасение

Франк наравне с делением на две этики говорит о необходимости не только персонального спасения, но и всеобщего. Это проявляется следующим образом:

  • Христианство учит о стремлении каждого человека к спасению. Но наравне с этим человек должен стремиться спасти и других. Франк говорит о солидарности людей в деле спасения. Основой мыслитель берет призыв Христа духовно спасаться, объявленный всему миру. Спасение – это всеобщее, общечеловеческое дело.
  • Указанное всеобщее спасение осуществляется посредством благодати и закона. Посредством благодати мир спасается действием Бога, а человек выступает проводником Его воли. Наличие же духовного закона предполагает установление определенного рода границ, способствующих определению каждым человеком своего пути к Богу. Человек нравственно активен, но эта активность должна направляться в нужное русло, иными словами, нужно способствовать духовному росту общества.

Естественный закон

Франк считает, что общество и мир может быть огорожено от зла и греховного начала посредством наличия закона, который мыслитель, согласно с католичеством, называет естественным законом. Естественный закон – это установленный Богом всеобщий закон нравственного сосуществования людей. Отступление от естественного закона с точки зрения Бога является проявлением греха.

Франк понимает, что неукоснительно идеального соблюдения естественного закона быть не может. Он считает, что определенные намеки на это присутствуют в понятиях семьи, частной собственности и государства.

Франк - не противник частной собственности, он считает, что ее идею нужно распространить на большее количество людей. Мыслитель - сторонник сочетания коллективизма и индивидуализма в обществе и государстве.

Франк - противник утопизма. Он считает, что утопия стоит на заведомо недостижимых позициях идеального сообщества, что только отвлекает от решения реальных проблем, ограничивает действие.

Критика христианского социализма

С.Л. Франк выступает с критикой популярной в русской мысли рубежа $XIX-XX$ вв. идеи христианского социализма.

Замечание 2

Он принимает идею социальной заботы христианства, считая, что оно должно быть активным участником решения общественных проблем. Но социализм стоит на принципиальных позициях общественной собственности, что носит принудительный характер. Такая принудительность неприемлема с точки зрения христианского мировоззрения. Добродетель не может воспитываться посредством давления, поэтому христианин должен отвергнуть социалистическую идеологию.