Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пантеизм Спинозы

Философия Спинозы

Замечание 1

Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) – автор наиболее развитой, наиболее полной и наиболее обоснованной голландской философской системы новой эпохи, ученик Рене Декарта, а также яркий представитель европейского рационализма (пантеизма).

Философские исследования Спиноза осуществлял в области:

  • теории познания;
  • этики (вопрос о соотношении свободы и необходимости).

Важной философской заслугой Спинозы является детальная разработка учения о субстанции, в котором рассматривалась сущность бытия. Спиноза продвигал идеи онтологического монизма. Он считал, что существует единственная субстанция, которая является причиной самой себя (это природа или Бог). Ни одна часть мира не может существовать самостоятельно, отдельно от единого целого. При этом все в мире происходит по абсолютной божественной необходимости. В физическом мире нет случайностей, а в духовном мире нет свободы воли.

В своей онтологии Спиноза раскрывает основные модусы и атрибуты субстанции (природы). При этом атрибут выступает как неотъемлемое свойство бытия, главные из которых – протяженность и мысль. Все остальные вещи являются индивидуальными модусами, т. е. будут рассматриваться как изменяющиеся свойства вещей.

Гносеологическая концепция Спинозы исходит из нескольких критериев познания: во-первых, познание предмета тем совершеннее, чем шире целостность, в которой он понимается. Познаваемый предмет должен быть выведен за свои пределы; во-вторых, в процессе познания надо исходить не только из утверждения, но и из отрицания свойств и отношений вещей, так как все в мире есть гармоническое единство противоположностей.

Процесс познания делится на три основных уровня:

  • чувственное познание есть исходная форма отражения действительности отдельных вещей. Это первое введение в изучаемый предмет. Отдельное ощущение является ложным, так как мы не можем рассматривать его в контексте целого;
  • рациональное познание – раскрытие общих свойств вещей;
  • интуитивное познание – изучение вещей в контексте божественной необходимости (детерминации).
«Пантеизм Спинозы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Согласно учению Спинозы, Природа (Бог), существует вечно, разделяет вещи во времени, т. е. они бывают в прошлом, настоящем и будущем. Изменения во времени не случайны, ибо будущее так же фиксировано, как и прошлое.

Спиноза отстаивает идею человеческого бессмертия. Философ считает, что индивидуального бессмертия достичь невозможно. Только идея человека, за исключением индивидуальности, бессмертна.

«Этика» - главный труд Спинозы, в нем все основные вопросы морали и познания изложены в геометрическом порядке с леммами, аксиомами, теоремами, схолиями и т.д. К основным нравственным заповедям Спиноза подходит через математические доказательства.

Ключевые вопросы этики Спинозы:

  • детерминизм (условность всего в природе);
  • соотношение свободы и необходимости.

Основные идеи этики Спинозы:

  • Бог (Природа) имеет полную свободу, но при этом он действует по необходимости;
  • модусы (проявления субстанции – уникальные вещи) не имеют свободы и всецело подчинены необходимости;
  • модус человеческий отличается от всех других модусов наличием мысли и потому жаждет свободы, но в то же время, будучи модусом, он не свободен и находится в «пороке» необходимости;
  • желая быть свободным сердцем, человек вынужден терпеть необходимость (человек – «духовный автомат»);
  • путь к свободе состоит в том, чтобы найти условия, при которых внешняя необходимость трансформируется вовнутрь;
  • свобода есть признанная необходимость.

По мнению Спинозы, для того, чтобы достичь большую степень свободы человеку необходимо как можно больше познать потребность в виде субстанции (Природы-Бога) и избавиться от аффектов (печали, радости, желаний и др.).

Пантеизм Спинозы

В первой части «Этики», которая посвящена Богу, Спиноза впервые вводит понятие causa sui – понимаемого, как «причины самого себя». Как писал Спиноза: «Под причиной causa sui я понимаю то, чья сущность содержит существование, то есть чья природа может быть представлена только как существующая». Далее Спиноза говорит о причине causa sui – о самопроизвольной первопричине, и приведит рассуждение к объединению понятий Бога, природы и субстанции. «Бог» занимает центральное место в общей картине мира всех, собственно, философов нового времени.

Спиноза соглашается с Декартом в том, что важным для философии в Боге есть экзистенция (экзистенция). При этом Спиноза отмечает, что бытие, т.е. существование Бога, должно быть доказано. И эта философия должна начинаться с таких доказательств. Подобно Декарту, Спиноза исходит из «дара» нам идеи Бога.

Основным методологическим элементом спинозистского доказательства является обращение к бесконечности (бесконечности познаваемых вещей, миров, тел и т. д.), и в тоже время к конечности мира и человека. Быть обособленным, конечным, конкретным, значит быть, существовать ограниченное время и иметь лишь ограниченные возможности существования как существа. И потому надо предположить нечто такое, что определяет и себя, и все сущее именно в бытии как сущее. Абсолютно бесконечное Существо, или Бог, имеет само по себе абсолютно бесконечную способность к существованию и поэтому существует безусловно.

Пантеизм Спинозы – это попытка максимально приблизить Бога к миру и природе. Бог в понимании Спинозы не находится вне мира, существует не как чуждое ему существо. Оно находится в самом мире, «имманентно», т.е. присуще ему и связано с ним.

В отличие от Декарта Спиноза хотел доказать, что «нет ограниченной субстанции... нет двух равных субстанций... одна субстанция не может порождать другую». Другими словами, дуализму Декарта, как и любому другому возможному дуализму, Спиноза противопоставлял монистическое положение о единой абсолютной божественной субстанции. Бог, по Спинозе, не внешний, а «имманентный» природе как «природа порождающая» (natura naturans). Спиноза предпочитает идею безличного, чисто сущностного философского Бога интерпретациям, предлагаемым в религиозных деноминациях вроде классического христианства и иудаизма.

Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot