Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение оснований бытия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Определение оснований бытия

Немаловажным моментом онтологической проблематики, помимо формирования учения о субстанциях, связанным с определением того, какое основание находится в фундаменте бытия – материальное или идеальное, является определение количества субстанций, входящих в состав основания бытия.

Концепция монизма

Монисты – философы, полагающие в основе бытия только одно начало, одну субстанцию. Единство мира, основанное на монистическом понимании, представлено в истории философии двумя направлениями: идеалистическим и материалистическим монизмом.

Абсолютный идеализм Гегеля является более сформированным примером идеалистического монизма в философии.

Классической формой материалистического монизма являются труды французских материалистов $18$ века. Диалектический материализм считается его развернутой формой. В основе мира в таком подходе выделяется материальное начало, где свойства бытия рассматриваются в качестве проявления материального единства мира.

Замечание 1

Сложность идеалистического монизма заключается в описании разнообразия материальных систем бытия. Для материалистического же монизма трудностью является объяснение идеальных структур, поэтому он может только допускать умозрительные оговорки.

Таким образом, идеалистический и материалистический монизм, субстанциальная установка не в состоянии разрешить проблему связи абстрактной идеи, которая лежит в основе бытия, с любым конкретным ее воплощением, пояснить момент материализации идеи и т.д.

Все это ведет к плюрализации учений. Это проявляется в онтологии через множество независимых оснований, которые наделены активностью, являясь причиной самих себя.

Плюрализм может быть как идеалистический – Лейбниц, так и материалистический – Демокрит.

В последовательном плюрализме хорошо объясняется пример активности и внутренней свободы человека, но не объясняет возникновения большого количества процессов деятельных индивидуальных субстанций и их очевидное телесное и духовное единство.

Концепция дуализма

Дуализм пришёл на смену идеальному и материальному монизму с попыткой преодоления такого подхода. Дуализм полагает материальную и индивидуальную субстанции равноправными началами. Философия Р. Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее является классическим примером такого подхода. Декарт полагал, что мир сформирован 2мя несводимыми началами: духовным и материальным. Духовная субстанция является вечной, неделимой, иными словами, это мышление, являющееся производным всех иных атрибутов – модусов:

Идеи, относящиеся к нематериальной субстанции, являются врожденными, они входят в мышление, соответственно, они не являются приобретенными в каком-либо опыте. К таким субстанциям относят

  • идею Бога
  • идею числа
  • Протяженность

Принципом всей философии Декарта является выражение «когито эрго сум», мыслю, следовательно, существую. Бытие по Декарту было «бытием мысли» или «бытием мыслящего субъекта». Такое бытие выступало первопричиной материального мира и принципом доказательства бытия Бога. Другой субстанцией, которая помогает выстроить целостную философию природы, становится протяженная материя. В нее включены пространство и движение. Этот физический мир преобладают принципы и законы механики. В общем итоге,

Декарт приходит к мнению, что истинное бытие присуще только Богу, духовная и материальная субстанции требуют для своего бытия Бога. Поэтому «субстанциональный дуализм» Декарта можно считать относительным, поскольку основной акцент в его философии делается на доказательстве бытия Бога.

Общей проблемой дуализма является решение момента взаимодействия противоположных субстанций, особенно, когда речь идет о человеке, как целостном существе.

Концепция пантеизма

Следующий этап в объединении материализма и идеализма был сделан пантеизмом. Для пантеизма было характерно обожествление природы и натурализация Бога. Ярким примером в истории философии данного периода можно считать Б. Спинозу, который считал субстанцию причиной себя самой, а Бог сводился к субстанции. Декарт рассматривал Бога в качестве внеприродного существа, которое приносило активность в природу, то Спиноза видел в Боге первопричину вещей: «первая причина всех вещей, а так же причина самого себя – познаётся из самого себя». Таким образом, Бог тождественен природе, а дух –материи.

Концепция монодуализма

Преодоление пантеизма привело к формированию новой точки зрения, которую представил Г. Лейбниц. Субстанция по Лейбницу представлено в виде монады – это духовная единица бытия. Это простая, замкнутая, локальная, неделимая духовная точка, тождественная конкретной индивидуальной вещи. Ее основной атрибут – сила, энергия. Мир монад не пассивный, динамично развивающийся. Поэтому монада является основным деятельным началом мира. Количество монад в мире безгранично, каждая из них имеет свою индивидуальность, что исключает механистическое толкование мира. Мир необходимо понимать исходя из качества. Это попытка Лейбница По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Жизнь и научная деятельность Лейбница подробнее вывести представление о мире из под механистической доминанты.