Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Облик мира, общества и человека в философии Платона

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Облик мира, общества и человека в философии Платона
Облик мира, общества и человека в философии Платона
Замечание 1

Платон – это античный философ, ученик Сократа, создатель идеалистической онтологии.

Онтология Платона и учение о человеке

Основываясь на представлениях Сократа об истине, как абстрактной сущности, стоящей за пределами конкретных вещей и чувственных впечатлений, Платон создал целостную онтологическую картину мира, предполагающую его идеалистическое понимание. Согласно учению Платона существуют два мира – мир идей и мир материй.

Мир идей – это подлинный мир. Каждая идея — это совершенная субстанция, которая содержит в себе сущность, то самое всеобщее истинное знание, о материальных предметах и субстратах. Вместе с тем, каждая идея является частью общей мировой идеи или мировой души. Они вечны, неизменны и бессмертны, идеи – идеальны и недоступны для восприятия человека. По словам Платона, все что может человек узнать об идеях – это лишь слабые тени на стене, отбрасываемые факелами, не более того.

Помощь со студенческой работой на тему
Облик мира, общества и человека в философии Платона

Мир материй в свою очередь - это иллюзорный чувственный мир. Материи – это искаженные воплощения идей. По этой причине материальные предметы, описываемые одним понятием так сильно различаются между собой, поскольку они не совершенны и не способны полностью воплотить всю сущность идеи. Т.е. в то время как в материальном мире существует пегие, гнедые, белые и прочие лошади, в мире идей существует одна единственная идея лошади, включающая в себя все эти частные воплощения.

По аналогии с онтологическими взглядами Платон описывает и человека. Человек состоит из двух начал тела и души. Тело – это материальное, низшее начало, в то время как душа и есть сама сущность человека, его высшая составляющая. Платон устанавливает тождество между человеческой душой и идеей, в своих трактатах он первым формулирует доказательства бессмертии души:

  • диалектическая взаимосвязь жизни и смерти;
  • припоминание общих истин;
  • не тождественность души и тела.

Исходя из обоснованного Гераклитом принципа единства противоположностей, Платон делает вывод о том, что жизнь и смерть есть части единого процесса, и в то время, когда человек умирает, одновременно происходит и его рождение в новом теле. Более того, в то время как тело есть сложная и составная структура, которая может быть разрушена, либо собрана вновь (процессы смерти и рождения), душа противоположна телу – она простая сущность. И как простая сущность душа не может быть разложена на составные элементы, а значит не может умереть. Потому душа есть олицетворение жизни, именно присутствие души в теле делает его живым. Душа По данной теме мы уже выполнили реферат Душа человека подробнее управляет телом, а не наоборот, она направляет его движение и руководит его желаниями.

Также в то время как тело, благодаря чувствам познает материальный мир, истинное знание может быть получено лишь субстанцией близкой по своему духу к идеям, т.е. душой. Общие знания возникают в душе не из чувственных образов, а посредством процесса припоминания той информации, которой душа владела ранее в других жизнях.

Платон подробно расписывает свойства души. Она располагает тремя основными качествами – разумом, волей и вожделением. Разум – это наиболее идеальная часть души, близкая к самим идеям, направленная на познание мира и поиски общего блага. Воля - это благородная часть души, необходимая для управления телом. Вожделение - это низменная часть души, наиболее близкая к телу, связанные с его потребностями и желаниями. Однако вожделение имеет и другую сторону – умеренность в исполнении желаний и страстей. Установление равновесия между этими проявлениями души рождает гармонию, которая и есть высшее благо для человека.

Идеальное общество Платона

Первые попытки переосмыслить общественное управление с позиции философии предпринимались еще Пифагором. Его Пифагорейский союз на практике в течении нескольких десятков лет управлял греческой колонией Кротон, позднее пифагорейцам удавалось приходит к власти и в других городах. Однако в силу тайного характера союза, подробные сведения о его социально-политических воззрениях не сохранились.

Платон в отличие от своего учителя Сократа, также полагал, что именно философы могут создать идеальное общество, и оставил после себя подробное описание утопии в сочинении «Государство». Ключевыми чертами Платоновского идеала является разделение труда, отделение власти от частной собственности и достижение гармонии между членами общества.

В соответствии с выделением в душе трех свойств, Платон делит и всех людей на три категории – философов и мудрецов у которых доминирует разум, воинов у которых больше развита воля и ремесленников, торговцев и крестьян, которыми руководит вождение. Каждой из категорий людей Платон выделяет свое предназначение. Ремесленники, торговцы и крестьяне должны заниматься материальным производством и снабжать государство всем необходимым для жизни и процветания. Воинам следует поддерживать общественный порядок и охранять государство как от внешних, так и от внутренних врагов. Наконец философы, которые лучше всех понимают общие истины и общее благо должны управлять государством, поскольку лучше других понимают, как установиться справедливость и гармонию между людьми.

В частной собственности Платон видит источник раздора, и потому ни философы, ни воины не могут ее иметь. Для них все общее, не исключая жен и детей, которые воспитываются государством. Людям вожделения собственность необходима, ибо без корыстного интереса они не смогу работать на общее благо, однако она должна быть умеренна и ограничена.

Платон полагает, что философ может стать один из круга правителей государства лишь после 50 лет. До этого времени ему следует прилежно учиться. Философы должны беспрестанно искать среди детей всех категорий тех, кто способен стать философом. Такие дети проходят длительный путь обучения и изучения всех искусств и знаний, какие только известны людям. Среди них ведется жесткий отбор, на основании экзаменов. Лишь лучшие смогут получить право управлять обществом.

Виды общественного устройства

Вместе с тем, Платон описал не только идеальное государство, но и многие реальные общества, которые по его мнению являются разными ступенями деградации идеального государства философов.

Платон выделял следующие ступени:

  • Тимократия,
  • Олигархия,
  • Демократия,
  • Тирания.

Тимократия приходит на смену идеальному государству в случае «неурожая» философских душ среди молодого поколения. Основа тимократии – это власть воинов, людей сильных, волевых и честолюбивых, в которых проснулась страсть к сребролюбию. Возжелав частной собственности воины отберут ее у крестьян и ремесленников сделав последних своими рабами и начнут вести бесконечные войны и завоевания, ибо суть войны – это приумножение богатства и славы. Больше всего в таком обществе будет цениться сила и стойкость, однако воины все еще будут уважать философов и стыдиться предаваться своим вожделениям.

Однако со временем все богатство государство окажется окончательно перераспределено и тимократия сменится олигархией. Богатство станет мерилом власти. На вершине общества станут богачи, все остальные станут их нищими рабами. В таком государстве нет ни силы, ибо олигархи не способны к войне, ни гармонии, ибо не умеют они и управлять. По сути это будут два разных государства – богачей и бедняков, находящихся на одной территории.

Произвол олигархии не сможет длиться вечно, она погибнет в пламене народного гнева людей, уставших от бесконечных поборов и несправедливости. Из него родится демократия, основные ценности которой это отобрать и разделить все имущество олигархов, а также установление полной личной свободы. Демократия самый пёстрый разнообразный строй, ибо каждый проявляет себя как хочет и когда захочет. Однако ей не хватает умеренности и у власти будут оказываться случайные люди – воры и проходимцы.

Абсолютная свобода демократии – тяжелая ноша, которая со временем начнет давить на самих людей, ведь дети перестанут уважать родителей, ученики – учителей, а всякий человек перезреет закон. Тогда появится кумир, который будет вознесен толпой на пьедестал почета и власти. Этот человек установит тиранию. Сначала он будет милостив и ласков, но затем начнет жестко карать всякого, в ком заподозрит угрозу и из полной свободы народ попадет в жесточайшее рабство.