Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Учение Платона о человеке и космосе

Все предметы / Философия / Учение Платона о человеке и космосе
Содержание статьи
Замечание 1

Космос – в античной философии миропорядок, упорядоченный, гармоничный мир, противостоящий хаосу – т.е. неорганизованному, беспорядочному пространству.

Онтология Платона

Платон По данной теме мы уже выполнили реферат Платон подробнее и его ученик Аристотель представляют собой крупнейших философов античности. Исключительность их вклада состоит в титаническом труде, направленном на обобщение и интеграцию всех тех философских идей, которые были высказаны поколениями мыслителей до них. Именно Платоном была создана первая законченная мировоззренческая философская система. В ее основе лежали онтологические представления, лежащие в основе всей философской системы Платона По данной теме мы уже выполнили доклад Учения Платона подробнее .

Платон рассматривал мир как состоящий из двух пластов бытия – это подлинное бытие мира идей, и отраженное, теневое бытие мира материй. Описывая взаимоотношения между миром идей и миром материй Платон использовал метафору «пещеры». Мир материй – это всего лишь тени на стене пещеры, которые отбрасывают находящиеся в ней предмете под тусклым светом факелов. При этом сам человек, как наблюдатель в этой пещере, может видеть лишь тени, т.е. материальные вещи, но не сами идеи, которые бестелесны и потому недоступны для чувственного восприятия.

Понятие идеи у Платона сближается с такими понятиями как эйдос, т.е. образ, а также формой, фигурой, обликом. Под идеями он понимает прежде всего те родовые и видовые абстрактно-логические понятия, которые существуют как бы вне вещей и над вещами в пространстве разума. В действительности понятие лошади, одновременно и соотносится с любой реально существующей лошадью и в тоже время не соответствует ни одной из них. Само понятие остается идеальным, т.е. более широким и всеобъемлющим по сравнению с единичными предметами которые ему отвечают.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом Платон создал идеалистическое учение, в котором именно идеи являются субстанциональной основой бытия. Они существуют постоянно и находятся в неизменном виде. Любой материальный предмет или явление есть лишь тень от идеи, отвечающая ей в большей или меньшей степени, но никогда полностью. Бытие вещей подчинено единственной цели – достижению идеи, воплощению идеала, которая для них в тоже время недостижима. В отличие от идей вещи материальны, а потому могут рождаться и разрушаться, их бытия временно и изменчиво, они способны к развитию.

Учение о космосе

Обобщением онтологической концепции Платона стало его учение о космосе, которое было изложено в диалоге «Тимей». Рассматривая процесс создания бытия, Платон предполагает, что первоначально не существовало ничего, кроме замысла предвечного бога. Так мир, вселенная, само пространство и время произошли из пустоты и потенции создателя – изначальной идеи.

Порожденный предвечным космос стал лишь тенью его идеального замысла. На первом этапе он был лишь двухмерной плоскостью и лишь со временем обрел трехмерность. В основе трехмерного космоса Платон указывает три начала – идеальное, тождественное самому демиургу, «неделимое»; «делимое» дискретное начало способное к рождению, умиранию и изменению, а также «причастное» к этим двум, под которым можно понимать пространство-время. С помощью данных трех начал Демиург создает Мировую душу, которая в свою очередь разделяется стихии – огонь, воздух и землю.

Демиург придает миру наиболее гармоническую и совершенную форму – сферы, в центре которой находится земля, а вокруг нее звезды, планеты и другие небесные тела, подчиняющиеся законам математического движения.

Таким образом, космос у Платона представляет собой не просто миропорядок, но одушевленную сущность, состоящую из трех частей:

  • разума космоса – Демиурга, его изначальной идеи и потенции, отражением которой является сам космос;
  • души космоса – Мировой Души, совокупности всех бестелесных идей;
  • тела космоса – пространственно-временного континуума и всех вещей в нем находящихся, который в отличии от первых двух компонент находится в процессе постоянного распада и становления.

Учение о человеке

Замечание 2

Человек занимает особое место в философии Платона. Он представляет собой объединение двух начал – вещественного и идеального.

В качестве временного вещественного начала выступает тело, со всеми его потребностями, процессами, чувствами. Тело является как бы «клеткой», в которую помещается бессмертная душа. Душа По данной теме мы уже выполнили реферат Душа человека подробнее – это идея, бестелесное начало. Тело человека смертно, душа же вечна, а потому после гибели тела душа человека может возродиться вновь, а точнее перейти в новое тело. Однако из-за вхождения в тело душа переживает шок и теряет воспоминания как о прошлых жизнях, так и о собственных знаниях, а потому новорожденного необходимо заново учить элементарным вещам.

Согласно Платону душа человека состоит из трех начал:

  • разумного,
  • отважного,
  • вожделеющего.

Разумное начало располагается в голове человека и отвечает за рациональное мышление, способность к познанию и принятию осознанных решений, нравственность поведения и способность достигать Блага. Только люди с преобладанием разумной души способны стать мудрецами и философами, лучше других понимать истинную сущность окружающего мира и принимать лучшие решения.

Отважное начало находится в сердце и отвечает за проявление высших чувств, таких как патриотизм, любовь, верность, честь, смелость, отвага и т.д. ЕЕ положительной стороной выступает доблесть, а отрицательной гордыня, агрессивность, властолюбие.

Вожделеющее начало гнездится в печени. Вожделеющая душа охвачена телесными потребностями и желаниями. В своем худшем проявлении она полностью поглощена похотью, сребролюбием, чревоугодием и другими пороками. Однако при должном воспитании люди даже с преобладанием вожделеющей части души способны стать достойными и полезными членами общества, ведь ее положительные качества умеренность, гармония телесного и духовного, рассудительность.

Рассматривая человеческое общество Платон отмечает несовершенство его организации, которая связана с тем, что люди занимают в обществе не те позиции, которые им предписаны от рождения, в соответствии с их душой. Так люди с вожделеющей душой встав у власти стремятся к собственному обогащению вовсе не думая о благе общества. Не способные ни к управлению, ни к войне, они не могут эффективно править государством и неизбежно ведут его к краху. Их подлинная задача – это производство и оборот всех материальных благ.

Люди с отважной душой прекрасные воины, однако им не хватает мудрости. Встав во главе общества они организуют его по военному образцу, поставив превыше всего доблесть и военную славу. Такое общество будет более успешным и справедливым, однако ему не хватает уравновешенности и гармонии, что рано или поздно приведет к упадку.

Наконец философы с разумной душой представляют собой прослойку тех лиц, которым должно доверить управление обществом. Они лишены стремлений к личному обогащению или прославлению, но будут трудиться поставив на первое место благо общества. Однако люди с разумной душой, не получившие должного воспитания и обучения напротив становятся худшими тиранами из всех возможных.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Дмитрий А Верг

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис