Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Специфика научного познания в античной Греции

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Специфика научного познания в античной Греции
Специфика научного познания в античной Греции

Основные черты античной науки

Определение 1

Научное познание – это разновидность познавательной деятельности людей, направленная на получение объективного, обоснованного и организованного знания.

Определение 2

Античная наука – это этап развития науки в период с VI в. до н.э. по VI в. н.э.

Принято выделять четыре основных признака античной науки:

  • Наука в качестве рода деятельности, направленного на приобретение новых знаний. Чтобы осуществлять такого рода деятельность, необходимо соблюдение ряда условий: специальная категория людей, средства для ее осуществления и развитые способы фиксации знаний;
  • Самоценность науки, ее теоретичность и стремление достичь знания ради самого знания;
  • Рациональный характер науки, что выражается в первую очередь, доказательностью ее положений и наличием специальных методов приобретения и проверки знаний;
  • Систематичность научной деятельности, как по предметному полю, так и по фазам – от гипотезы до обоснованной теории.

Сравнивая античную науку с наукой Нового времени, можно отметить, что в ней отсутствует такой важный компонент как экспериментальный метод. Он был разработан позже в трудах таких выдающихся научных деятелей, как Галилей, Бойль, Ньютон, Гюйгенс.

Образование в античной Греции

Система образования начала формироваться еще в архаической эпохе Древней Греции и достигла своего пика в VI в. до н.э., в первую очередь в Афинах. К V в до н.э. в Афинах не осталось неграмотных людей. Обучение начинали в двенадцать лет, обучать брали только мальчиков, их учили читать, писать, считать. Девочек же обучали ведению домашнего хозяйства. В 18 лет всех мальчиков собирали в городе Пирей, где на протяжении года их учили фехтовать, стрелять из лука, метать копье, обращаться с осадными орудиями и пр. После этого они несли военную службу на границе и только тогда могли считаться полноправными членами общества.

Также существовали учебные заведения более высокого статуса – гимнасии. В них преподавали грамматику, арифметику, риторику и теорию музыки.

В IV в до н.э. в Афинах сформировалась система высшего образования. Знаменитые философы за определенную плату обучали всех желающих искусству красноречия, истории философии и логике.

Ученые Древней Греции

Наиболее выдающимися учеными Древней Греции можно считать:

  • Сократа;
  • Платона;
  • Аристотеля;
  • Пифагора;
  • Демокрита;
  • Гераклита;
  • Гиппократа;
  • Архимеда.

Сократ – родоначальник диалектики как метода поиска и познания истины. Главным его принципом было «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир», то есть убеждение в том, что самопознание является путем к достижению истинного блага. Добродетель в этике приравнивается к знанию, а значит, разум подталкивает человека совершать добрые поступки. Знающий человек не будет совершать дурных поступков. Сократом его учение было изложено устно, он передал знания в формате диалогов своим ученика, из сочинений которых человечество и узнало Сократе По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее .

Платон – разработал первую классическую форму объективного идеализма. Идея – это вечные и неизменные прообразы вещей, всего, что происходит и изменчивого бытия. Вещи представляют собой подобие и отражение идей. Все эти положения изложены Платоном в его трудах. В диалогах Платона содержится многогранная характеристика прекрасного, когда он стремился дать характеристику самой сущности красоты. В итоге, красота для Платона – это эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только прибывая в состоянии особого вдохновения. Ключом к познанию всех вещей Платон считал математику, но при этом практически не интересовался ей.

Аристотель – ученик Платона, основоположник научной философии, логики и учения об основных принципах бытия. Основными областями его интересов являются человек, политика, этика и искусство. Аристотель – автор «Метафизики», «Физики», «О душе» и «Поэтики». Прекрасное для него является не объективной идеей, а объективным качеством вещей. Свойствами прекрасного являются: величина, пропорции, порядок и симметрия.

Пифагор создал таблицу умножения и теорему. Он изучал свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы занимались развитием учения о гармонии сфер. Миром для них является стройный космос. Они связывали понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и соответствующих морально-религиозной направленности своей философии и понятию блага. При разработке вопросов музыкальной акустики, пифагорейцы озвучивали проблему соотношения тонов и стремились объяснить его с математической точки зрения, то есть считали красоту гармоничной.

Демокрит открыл существование атомов, а также рассуждал о том, что такое красота. По его мнению эстетика прекрасного сочетается с принципом утилитаризма. Он считал, что человеку необходимо стремиться к достижению блаженства и благодушия. В определении красоты Демокрит подчеркивал ее меру и соразмерность.

Гераклит понимал красоту сквозь диалектику. Гармония для него не была статичным равновесием, как для пифагорейцев, а движущемся и динамичным состоянием. Противоречие выступает созидателем гармонии и условием существования прекрасного: расходящееся сходится, а прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все протекает в связи с раздором. Такое единство борющихся противоположностей по Гераклиту считалось образцом гармонии и сущностью прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного. Его невозможно постичь вычислениями или отвлеченным мышлением, оно познается интуитивно, через созерцание.

Гиппократ – основатель научной медицины, автор учения о целостности человеческого организма, теории индивидуального подхода к больному, а также традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особенное внимание он обращал на высокий моральный облик врача, автор профессиональной клятвы.

Замечание 1

Гиппократ завершил переход от религиозно-мистических представлений обо всех процессах, связанных с человеческим здоровьем и возможными болезнями, который начали натурфилософы, к их рациональному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, базирующихся на точных наблюдениях.

Архимед – открыл закон, в соответствии с которым не тело, погруженное в жидкость, влияет выталкивающая сила, равная весу вытесняемой воды. Чтобы измерить длину кривых и определить площадь и объем тела, Архимед использовал Геометрию. Им были разработаны разнообразные конструкции, например, водоподъемный винт. Принцип Архимедова винта используется и сегодня. Так, он применяется, чтобы откачивать воду из судов, получивших пробоину.