Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Объективная истина и наука

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Объективная истина и наука
Объективная истина и наука
Определение 1

Наука – это деятельность человека, направленная на систематическое и целенаправленное изучение природы, а также предоставление его результатов в виде системы научных знаний.

Понятие науки и истины

Понятие науки является многозначным и включает в себя три основных аспекта:

  • познавательная деятельность человека,
  • система объективных знаний, полученных в ходе познавательной деятельности,
  • социальные структуры, в рамках которых эта деятельность осуществляется.

Наука ставит перед собой цель получения объективной истины в виде знаний об окружающем мире. В ее задачи входит описание наблюдаемых объектов и феноменов, раскрытие их сущности и достоверное прогнозирование их поведения в будущем. В настоящее время наука рассматривается человечеством в качестве основания для выстраивания современной картины мира и представлений о бытии, а развитие общества тесно связано с научно-техническим прогрессом.

Помощь со студенческой работой на тему
Объективная истина и наука

Перспективы развития науки и общества связаны с необходимостью получения такого знания, которое соответствовало бы критерию объективной истины, т.е. являлось бы независимым от субъективных особенностей исследователя или человеческой природы, а было бы полностью детерминировано характеристиками самого объекта познания. Идеалом развития науки выступает абсолютное знание – имеющее всеобщий, полный и законченный характер, однако оно остается потенциально недостижимым, а деятельность науки связана с постоянным улучшением относительной истины знания, имеющего неполный и частных характер в сравнении с перспективным знанием будущего.

Основания науки

Замечание 1

Источником для формирования научного мировоззрения и науки как таковой выступают ее основания – идеалы и нормы исследования, научная картина мира и философские основания науки.

Идеалы и нормы исследования представляют собой своеобразную карту-схему, согласно которой должна выстраиваться методология научной работы, т.е. средства и способы освоения и описания объектов исследования. Для каждого периода развития науки выстраивается своя схема, которая содержит ряд взаимосвязанных уровней от глобального, дающего представления об универсальных методологических установках, до регионально-конкретного, учитывающего специфику не только объекта научного познания и отрасли знания, но научных традиций исследования конкретного региона.

Научная картина мира представляет собой особую форму теоретического знания, в которой находят свое отражение актуальные научные теории, интегрированные в единую непротиворечивую систему, отражающие представления о реальности на данном этапе исторического развития человечества. Научная картина мира не только определяет объект исследования науки и перспективные направления ее развития, но также позволяет соотносить между собой данные различных отраслей.

Философские основания науки имеют двоякий характер, они одновременно выступают частью науки и лежат вне ее. Главной задачей философских оснований является придание научному знанию ценностной оценки, его обоснование и перевод на язык обыденного сознания. Далеко не все теоретические знания и открытия получают свое практическое воплощение и результат, в ту эпоху, в которую они были сделаны, а потому часто остаются непонятными для широкой аудитории. Роль философских оснований заключается в создании своеобразного моста, который позволяет оценить обыденному зрителю ценность научных изысканий.

История развития науки

Наука и научное знание, равно как и категория объективной истины зародились в глубинах философии, однако, с тех пор была осуществлена огромная эволюция науки, которая трансформировала представления не только о мире, но и о самой науки и о знаниях, которые она может получить. Традиционно в развитии науки выделяют ряд этапов:

  • математический,
  • естествознания,
  • технических и гуманитарных наук,
  • современный.

Математика стала первой дисциплиной, выделившейся за рамки философского знания и обретшей собственный самостоятельный статус науки. С одной стороны, этому способствовал сам абстрактный характер научного знания – как только число, а также геометрические фигуры, были отделены от практики (счета предметов, разграничения полей и т.д.), они превратились в самостоятельные объекты исследования, позволяя открывать такие их свойства, которые на практике невозможны (ноль как точка отсчета, существование отрицательных чисел). С другой стороны, большую роль сыграла специфическая культура древней Греции, в которое главное значение при определении ценности знания играл не авторитет ученого, а созданная им система доказательств. Необходимость использования доказательной базы позволило сформировать схему – тезис – доказательство – знание, а также способствовало развитию логики.

Дальнейшее развитие науки было связано с применением схем изучения математики к проблемам естествознания, что было невозможно в античный период из-за специфики античного мировоззрения. Данный переход осуществляется лишь в эпоху Возрождения, тогда же оформляется и экспериментальный метод, позволяющий на практике проверять выдвигаемые гипотезы. Формируется особый – научный тип мировоззрения.

Практическое использование знаний, полученных наукой создает почву для нового этапа ее развития. Внедрение научных знаний в технологии производства и их совершенствование, создание машинного труда, стимулировало развитие технических наук, которые изначально возникают на стыка естествознания и техники, но быстро отмежёвываются от естественных наук, обрастая собственной методологией. В свою очередь индустриальная революция повлекла за собой значительные социальные изменения, которые также требовали осмысления и получили его сначала через философские концепции, а затем через новые, гуманитарные отрасли научного знания.

Современный этап развития науки характеризуется не только высокой степенью ее дифференциации, но и наличием развитых поперечных связей, интеграцией данных различных дисциплин и даже областей науки в единую картину мира, возникновения и развития синтетических теорий. В тоже время находясь на гребне технологической цивилизации, наука все чаще подвергается критическому осмыслению, а именно ее роль локомотива развития человечества.

comments powered by HyperComments