Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Истина как центральная проблема познания

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Истина как центральная проблема познания

Истина – это философское понятие, отражающее конечное, абсолютное знание, цель и критерий научной деятельности.

Понятие истины и ее роль в гносеологии

Определение 1

Гносеология – это отрасль философии и философская дисциплина в центре внимания которой стоят проблемы познания мира, методов и критериев его познания, а также принципиальное решение вопроса его познаваемости.

Проблемы гносеологического характера волновали философов с глубокой древности, ибо как только сформировались первые онтологические концепции бытия, возник и вопрос о их состоятельности и источнике тех знаний, на которых они были основаны. В рамках гносеологических вопросов сформировалась и проблема истины, как конечной цели всякого познания и как критерия ценности познавательной деятельности. Впервые понятие истины было выдвинуто Парменидом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее , который с его помощью предлагал отсекать подлинные знания об устройстве мира, от общественного мнения, основанного на привычке, традиции, чувственной информации о реальности.

Для любой познавательной деятельности – философской, научной, религиозной истина представляет собой конечную цель. При этом речь идет об абсолютной истине.

Определение 2

Абсолютная истина – это полное и совершенное знание об объекте, его свойствах, качествах, взаимосвязях, а значит конечное знание о всем бытии.

Достижение абсолютной истины на протяжении истории неоднократно предлагалось лишь в рамках религиозных систем, поскольку абсолютная истина в них персонифицирована в фигуре божества, которое невозможно познать рационально, но можно познать через откровение, интуитивно-чувственным путем. При этом подобное знание исключает какую-либо критичность, оценку и обоснование, оно догматично и априорно.

В рамках науки и философии проблема достижимости абсолютной истины решается различными путями, через основные познавательные концепции:

  • гносеологического оптимизма;
  • гносеологического пессимизма;
  • агностицизма.

Готовые работы на аналогичную тему

Концепция гносеологического оптимизма является доминирующей в научном сообществе. Она предполагает, что достижение абсолютной истины возможно, хотя и является сложной задачей. В рамках гносеологического оптимизма рассматривается диалектическая взаимосвязь имеющегося научного знания, т.е. относительной истины, с конечным знанием, истиной абсолютной. Решение актуальных целей и задач науки, с одной стороны увеличивает вес и полноту относительного знания, а с другой стороны расширяет горизонты абсолютной истины, за счет возникновения новых научных целей и задач.

Позиция гносеологического пессимизма предполагает, что несмотря на возможность объективного познания мира, знание доступное науке всегда будет иметь характер относительной истины, т.е. будет не полным, а достижение абсолютной истины невозможно, поскольку процесс отодвигания ее пределов будет бесконечным.

Агностицизм не только отрицает возможность достижения абсолютной истины, но и саму возможность объективного познания мира вообще. Человек субъективен и любое его знание о мире носит субъективный оценочный характер, оно основано не на собственных характеристиках объекта (объективной истине), но на представлениях, впечатлениях человека от него. При этом данные впечатления представляются принципиально непроверяемыми.

Подходы к пониманию истины

Несмотря на объективный характер истины, предельность ее содержание, само определение понятия истины представляет собой философскую проблему. В настоящее время существует целый ряд подходов, которые предлагают различное понимание истины. К основным из них относят:

  • корреспондентский,
  • когерентный,
  • прагматический.

Корреспондентский подход является классическим, он восходит к определению, сформулированному еще Аристотелем.

Определение 3

Истина есть соответствие знания объективной реальности.

Хотя данное определение представляется универсальным, лаконичным и четким, оно имеет ряд недостатков, которые выражаются через различные парадоксы, наиболее знаменитым из которых является «парадокс лжеца». Так высказывание человека «Я лжец», невозможно оценить ни как истинное, ни как ложное, поскольку в обоих случаях это будет приводить к противоречию. Если оно истинное, то человек не может быть лжецом, поскольку говорит правду, а если оно ложное, то оказывается, что человек соврал, что приводит к замыканию круга.

Когерентный подход к истине базируется на соблюдении принципов согласованности и непротиворечивости в логической структуре знания. Каждый вывод должен истекать из истинной посылки, а вся система знания не иметь противоречий. Однако данный подход тяготеет к высокой степени абстрактности знания, теряется его связь с объективной реальностью.

Прагматический подход понимает истину как полезность, эффективность получаемого знания. Главным критерием истины выступает практика. Если знание подтверждается в практической деятельности и приносит пользу – оно истинное, если знание «не работает», то оно ложное. При этом недооцениваются теоретические, фундаментальные, философские исследования.

Догматизм и релятивизм

Еще одной гранью рассмотрения истины в гносеологии выступают позиции догматизма и релятивизма.

Догматическая позиция согласуется с представлением об абсолютной истине – истина едина и всеобща. Существует лишь одно истинное знание, все отличные от него системы знаний являются заблуждением или ложным знанием.

Релятивизм напротив утверждает плюрализм истины. Истинность или ложность того или иного утверждения зависит от множества факторов и может меняться в различных условиях и концепциях понимания мира. Абсолютного знания, как единственного и конечного не существует, есть лишь бесконечная совокупность относительных и конкретных истин.

В современной научной практике позиции догматизма и релятивизма дополняют друг друга, поскольку с одной стороны система научного знания выстроена догматически, т.е. установленный факт воспринимается как конечный и всеобщий, а с другой любое знание нуждается в постоянное перепроверке, с точки зрения новых концепций и теорий, поскольку никакое знание не может иметь абсолютного характера.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис