Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Объективность знания и творческая деятельность

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Объективность знания и творческая деятельность

Понятие познания

Определение 1

Познание – это творческая деятельность человека, которая направлена на получение им достоверных знаний о мире.

Так как познание – деятельность, оно схоже с другими видами деятельности, такими как труд, обучение, игра, общение и пр. Поэтому в познании также выделяются элементы, свойственные любому виду деятельности:

  • потребности,
  • мотив,
  • цель,
  • средства,
  • результат.
Замечание 1

Познавательная потребность – одна из наиболее важных в структуре человеческих потребностей, она выражается любопытством, стремлением к пониманию, духовными исканиями и пр.

Стремление к неизвестному, попытки объяснять непонятное – необходимые элементы человеческой жизни.

Творческая деятельность

Определение 2

Творческая деятельность – это одна из форм деятельности человека или целого коллектива, подразумевающая создание чего-то абсолютно нового, не существовавшего ранее.

Стимулом к началу творческой деятельности выступает проблемная ситуация, которая не может быть разрешена традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартных гипотез, вычленения необычных взаимосвязей между элементами проблемной ситуации, привлечения не явно связанных элементов и установления между ними новых типов взаимозависимостей.

Предпосылками творческой деятельности можно считать:

  • гибкий ум, то есть способность варьировать свои решения;
  • критичность взглядов – способность отказываться от непродуктивных стратегий;
  • способность сближать и сцеплять понятия;
  • цельность восприятия.

Задатками творческих способностей обладает любой человек, любой нормально развивающийся ребенок. Необходимо их увидеть и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Однако сама суть творческого процесса для всех одинакова. Разница только в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их значимости.

Готовые работы на аналогичную тему

При выдвижении новой гипотезы из-за возникновения новой проблемы, требуются особые виды деятельности, которые решающим образом зависят от способностей исследователя. Такие способности формируются в деятельности самих обучающихся.

Определение 3

Объективность, в обычном смысле, - это независимость суждений, образов, представлений от субъекта с его взглядами, интересами, вкусами, предпочтениями и пр.

Объективностью предполагается способность представлять объект так, как он существует самостоятельно, вне зависимости от субъекта.

Субъектом может быть как индивид, так и консолидированная группа лиц, например, церковное или научное сообщество и пр., общество, целая культура, все человечество. Объективностью предполагается освобождение от наблюдателя, которые выносит суждения о мире и всегда основывается на определенной точке зрения.

Абсолютная объективность не может быть достигнута ни в одной из областей познания и деятельности. Однако идеал объективности сегодня – одна из наиболее фундаментальных ценностей мировоззрения человека.

Замечание 2

В отличие от истины, которая вечна, объективность – исторична. Мнения, которые в один период времени представлялись объективными, могут показаться необъективными в другое время.

Обычно объективное и субъективное тесно взаимосвязаны. Даже в науке, которая постоянно стремится достичь объективности, объективное и субъективное, знание и вера в ней значительно переплетаются и зачастую взаимно поддерживают друг друга. Знание всегда подкреплено интеллектуальным чувством объекта, а предположения не превращаются в часть науки до тех пор, пока что-то не заставляет в них поверить. Субъективная вера заключается не только в отдельных утверждениях, но и в целостных концепциях или теориях.

Предпосылочным, то есть базирующимся на неявных, размытых верованиях и субъективным, в этом смысле, является художественное мышление, характерное для целой исторической эпохи. Совокупностью этих верований определяется стиль художественного мышления всей эпохи, ее художественный консенсус. Стиль художественного мышления практически не осознается эпохой, во время которой он господствует, поэтому он будет осмыслен и подвержен критике только в последующие эпохи. Переход от стиля творческого мышления и деятельности одной эпохи к творческой деятельности другой, то есть от одного общего типа объективности к другому – стихийно-исторический процесс, которому отводится достаточно длительный период времени.

Описательные и оценочные выражения, к которым относятся идеи, образы, представления, отличаются характером своей объективности. Объективность описательных выражений – это степень приближения их к истине. Объективность оценочных выражений связана с их эффективностью, демонстрирующей степень способствования оценочного выражения успеху деятельности личности.

У оценочных выражений отсутствует истинное значение, они могут быть только эффективными или неэффективными. В отличие от истины, эффективность всегда отличается субъективностью, хотя субъективность может быть разной – от индивидуального пристрастия или каприза до субъективности целой культуры.

Наивысшая степень объективности - это научное познание. Даже в этой области человеческой деятельности абсолютную объективность невозможно достичь и существуют явно отличающиеся друг от друга градации объективности. Так, в частности, в науках и культуре, к которым относится философия искусства и творческая деятельность, могут быть выделены три вида объективности:

  1. Объективность социальных наук не предполагает понимания изучаемых объектов на основании опыта, который переживается индивидом. Объективность требует использования сравнительных категорий, исключая при этом категории «Я», «здесь», «теперь» и пр.
  2. Объективность гуманитарных наук, наоборот, базируется на понимании, в основании которого залегают абсолютные оценки.
  3. Объективность нормативных наук, в том числе эстетики и философии искусства, совместима с формулировкой явных оценок.
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис