Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии
Определение 1

Античная философия – это система мировоззренческих и философских взглядов, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с VII по II века до н.э.

Периодизация античной философии

Античная философия представляет собой уникальный феномен причины возникновения которого (проблема «греческого чуда») остаются до сих пор неизвестными окончательно. Однако на фоне высокого уровня развития прикладных, религиозных и донаучных систем в древнейших культурах Египта, Месопотамии, Шумерской цивилизации, философия как самостоятельной феномен возникает именно в древней Греции. Философская мысль находит свое продолжение и живой отклик в греческом обществе, она становится главной силой формирующий мировоззрение его граждан, а позже усваивается Римом, получая в рамках этого могущественного государства новый импульс к развитию.

Хотя античная философия прекращает свое существование в VI веке нашей эры, когда император Юстиниан закрывает последнюю философскую школу в Афинах, ее традиции спустя почти тысячу лет порождают Ренессанс и позволяют выстроить древо европейской философии и ее великих мыслителей, определивших облик развития всей европейской цивилизации и в определенной степени всего человечества, вплоть до настоящего времени.

Античная философия – это фундамент всей европейской философской мысли, в котором были заложены основные понятия, и сформулированы главные идеи, переосмыслявшиеся позднее бесчисленным сонмом мыслителей. Вместе с тем античная философия имеет свою специфику, порожденную особенностями самого мировоззрения и мировосприятия античного человека и общества, связанных с пониманием личности как естественной части природы, включением человека в мир большого космоса, в некотором степени наивном с сегодняшней точки зрения представлении о самой природе, ее свойствах, человеческой душе и т.д.

В развитии античной философии можно выделить три основных периода:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Натурфилософский,
  • Классический,
  • Эллинистический.

Натурфилософский период

VII-V века – это период становления античной философии, ее первых идей и концепций, направленных на создание новой мировоззренческой системы способной выступить альтернативной господствующему мифо-религиозному сознанию.

Социальными предпосылками становления философии выступило уникальное сочетание факторов, которыми обладало греческое сообщество. Благодаря достижениям в мореходстве, склонности к исследовательской деятельности, греки основали колонии по всему побережью Средиземного и Черного морей, что позволило им приобщиться к культурному наследию развитых цивилизаций Ближнего Востока, переживавших кризисный период. Одновременно в социальной жизни греческих полисов шли серьезные изменения связанные с переходом власти от басилевсов-диктаторов к демократическому собранию, что также выдвигало требование новых идей и подходов к осмыслению мира и человека. Что характерно философские школы натурфилософского этапа возникают не в материковой Греции, а ее итальянских и малоазийских колониях – Ионии и Великой Греции.

Центральной проблемой данного периода является онтологическая. Так элейская школа непосредственно вводит сам термин бытия и формирует одну из первых метафизических онтологических концепций, в которой описывает природу бытия на парадоксальных, с точки зрения обыденного сознания, основаниях – таких как единство и неделимость мира, иллюзорность понятий движения и времени, отсутствие пустоты между телами, процессов порождения и разрушения.

Философским оппонентом элиатов выступает милетская или ионийская школа, представители которой развивают не только онтологическую проблематику, в виде поиска первоначала мира, но также уделяют значительное внимание вопросам естествознания и исследования мира, его закономерностей и механизмов явлений и событий. Милетские По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее философы строят свою картину мира основываясь на познании природы, и утверждают изменчивый, движущийся характер мироздания, существования циклов в его развитии, всеобщей связи вещей.

Основы математики, представление о числе как абстрактном понятии, существующим независимо от его практического воплощения было заложено в пифагорейском учении. Пифагором и его учениками была создана и реализована на практике первая философско-утопическая общественная система, а также высказана идея о возможности описания всего мира одним единственным уравнением, обретшая невероятную популярность уже в Новое время.

Завершает натурфилософский этап материалистическое учение Левкиппа По данной теме мы уже выполнили реферат Пифогор подробнее и Демокрита рассматривающее мир как совокупность атомов и пустоты. Формулируется представление об атоме как элементарной – т.е. мельчайшей и неделимой частице, основании бытия из которого состоит абсолютно все от камней, до людей и даже богов. Весь мир оказывается детерминирован свойствами атомов и законами их взаимодействия, которые скрыты от человека, но могут быть познаны с помощью разума, обобщения и сопоставления, разрозненных на первый взгляд фактов.

Классический этап

Классический этап включает в себя фундаментальные учения Сократа, Платона и Аристотеля. Это период расцвета греческого общества, его полисной и демократической системы, в которой превыше всего ценилось искусство слова, способность человека преподносить свои идеи, и не только красиво рассказывать о них, но также аргументировать и защищать их в споре с оппонентом.

В философии совершается разворот от проблем мироздания и природы к проблемам человека и общества – этики, познания, социального устройства, экономики и политики. Основы этих новых для античной философии направлений закладывает Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее в своих размышлениях о природе человеке и его предназначении, а также борьбе с софистами – мудрецами, продающими свое знание и искусство за деньги. Сократ не только обозначает этическую проблему философии и общества, но также создает новый инструмент размышлений и ведения диалога – майевтику, диалектического искусства вопросов, раскрывающего любое понятие через канву его противоречий.

Платон углубляет и развивает учение о человеке и познании, создавая законченную объективно-идеалистическую картину мира, в которой утверждается идея существования помимо чувственного, материального бытия, иного возвышенно-духовного, которое оказывается более значимым и определяющим.

Аристотель в значительной степени обобщает и классифицирует все написанные до него философские и научные труды и мысли, выступая энциклопедистом античности. Он разрабатывает дуалистическое видение мира, в котором материя и форма (идея) выступают равноправными субстанциями. Аристотель закладывает классическую логику, формулирует понятия знания, его истинности и ложности.

Эллинистический этап

Эпоха эллинизма характеризуется дальнейшими социальными трансформациями. Время обособленных демократических полисов уходит в прошлое уступая место огромным империям, объединяющим в себе множество самых разнообразных народов. Античная культура и философия распространяется как на восток, так и на запад, изменяя быт и культуру местных народов и обогащаясь сама. Социальный запрос к философии вновь меняется. Будучи сосредоточенной на человеке, она ставит перед собой задачу дать ему место и инструменты для выживания в новом большом и переменчивом мире. В этот период можно выделит три основных направления:

  • стоицизм,
  • эпикурейство,
  • скептицизм.

Стоицизм рассматривал мир как непознаваемый и непредсказуемый следующий законам Логоса, в котором задача человека состоит в отрешении от чувств и обретения состояния невозмутимости, эмоциональной апатии, позволяющем сохранять устойчивое и рациональное отношение к происходящему.

Эпикурейство напротив делает упор на чувственности человека. Не разум, а именно чувственность является источником представлений о мире, а также средством устранения тревог и несчастий. Человек обладает волей, он свободен в своем выборе, и этот выбор должен совершать в пользу наслаждений.

Скептицизм провозглашает принципиальную непознаваемость мира ни разумом, ни чувствами, в связи с чем любые тревоги и страхи не являются обоснованными, поскольку человек не может быть уверен ни в чем.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис