Иммануил Кант – это родоначальник классической немецкой философии. Все философская жизнедеятельность мыслителя делится на два периода: докритический и критический.
В докритический период Кант занимается проблемами естествознания и превозносит идею касательно развития природы. В критический период философ исследует возможности познающего человеческого разума.
«Критика практического разума»
И. Кант является автором работы «Критика чистого разума». Здесь философ утверждает, что объект познания – это материальная вещь, которая находится вне человека и его сознания.
Важно заметить, что именно объект познания воздействует непосредственно на субъект, а не наоборот, как было принято полагать мыслителями предыдущих эпох
Тем не менее, именно субъект познания находится в центре всей системы, вследствие чего и принято называть философию Канта «субъективный идеализм». Объекты в «реальном» виде, которые воспринимаются нами располагаются на огромной окружности. Именно здесь и сосредотачивается вся картина мира и все сущее. Вне пределов данной окружности располагаются Абсолют, Бытие и все трансцедентальное (запредельное и метафизическое).
Наши органы восприятия могут позволить нам познать только внешнюю сторону объектов, а не их содержание внутренние. Именно поэтому нутро не может быть доступным познающему разуму. Все люди воспринимают феномены, в то время как ноумены остаются запредельными.
По Канту, рассудок и чувственности являются категорически отличительными. Тем не менее, знание научное может быть осуществлено лишь посредством их синтеза: ощущения без понятия являются слепыми, в то время как понятия без ощущений являются пустыми.
Ступени познания
И. Кант определяет такие ступени познания:
-
Созерцание (чувственное). Познание берет начало с того, что феномены начинают воздействовать непосредственно на органы восприятия и вызывают у нас определенные ощущения. Эти ощущения упорядочиваются и укладываются в априорные чувствительные формы – пространство и время.
-
Объекты нам даны посредством чувственности, но они мыслятся посредством рассудка. Именно рассудок продуцирует формирование понятия, подводя итог чувственного восприятия. Рассудок был дан человеку вне зависимости от опыта – это априорное знание: качество, количество, модальность, отношение. Именно рассудок констатирует предмет. Таким образом, основание объекта находится в самом субъекте.
-
Разум предшествует возникновению идеи. Идея являет собою представление о цели, которую пытается достичь наше познание. Именно идея активизирует рассудок к деятельности. Именно здесь возникают антонимии – противоречия разума. Обнаружение противоречий означает что мир не познаваем.
Теория суждений
Все знания выражаются посредством суждений.
Априорные суждения – доопытные – являются аналитическими.
Это связано с тем, что для того, чтобы убедиться в подлинности знания, можно попросту произвести анализ понятия тела и определить, что именно он подразумевает свойство протяженности.
Апостериорные знания, которые являют собою данные в опыте – синтетические.
Они присоединяют к представлению о теле совершенно новое представление, которое не содержится в понятии тела. Данные суждения не являются научной базой из-за своей «анти-всеобщности».
К третьему виду относятся синтетические априорные знания. В суждениях этой разновидности особое место занимает новый синтез знаний, новое соединение, из-за чего и название знания синтетическое. Именно это знание производит расширение суждений.
Эти суждения являются конечной целью человеческого познания, требуя непосредственной апелляции к опыту.