И. Кант является одним из самых ярких представителей немецкой классической философии. Именно он основал новый тип философской традиции – трансцендентальную философию.
Категории Канта
-
Категории количества
- Единство
- Множество
- Цельность
-
Категории качества
- Реальность
- Отрицание
- Ограничение
-
Отношения
- Субстанция и принадлежность
- Причина и следствия
- Взаимодействия
-
Категории модальности
- Возможность и невозможность
- Существование и несуществование
- Необходимость и случайность
По мнению И. Канта, процесс человеческого познания проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум.
Чувственное познание
Кант признает существование двух миров: внешнего и внутреннего. Именно внешний предметный мир и носит название «вещи в себе». Все данные объекты воздействуют на человеческое восприятие и порождают наглядные представления об устройстве бытия.
Явление, в свою очередь, является предметом эмпирического наглядного представления. Данный элемент также имеет две стороны: материю, или содержание, которое дается при непосредственном опыте; его форма, которая трансформирует данные ощущения в определенный порядок.
Форма по своей сущности является априорной. Это значит, что она является предшественницей опыта и не имеет от него никакой зависимости. Так, форма является основой нашей души.
По мнению Канта, существует несколько чистых форм эмпирического наглядного представления: пространство и время.
Кант не признает пространство и время, как две объективные формы материального мира. Он полагает, что в мире «вещей в себе» не существует ни времени, ни пространства.
В соответствии с Кантом, пространство и время являют собою субъективные формы созерцания, которые налагаются посредством нашего сознания на все внешние объекты. Данное наложение является важным условием познания, так как вне пространства и времени мы не можем ничего познать.
Тем не менее, из-за этого в системе «вещей в себе» и явлений лежит определенная непреодолимая пропасть – трансцензус. Важно помнить, что мы можем знать лишь одни явления, и мы ничего не можем знать о вещах в себе.
Данная философская традиция Канта является дуалистической. Субъективизм пространства и времени объясняется посредством того, что все люди имеют одни и те же представления о них, вне зависимости от исторической эпохи или картины мира.
Невзирая на это, уже наука в $XX$ веке смогла опровергнуть кантовские аргументы:
- объективные формы пространства времени являются изменчивыми и напрямую зависят от материи и движения;
- все субъективные представления о пространстве и времени являются различными у людей, в зависимости от образования, возраста и т.д.
- объективные формы времени и пространства изменяются и зависят от движения и материи;
Рассудок
Второй ступенью человеческого познания является рассудок. Если же посредством чувственности мы обретаем предмет, то мыслится он будет именно посредством рассудка.
Важно заметить, что познание может осуществляться лишь посредством их синтеза.
Важнейшими орудиями рассудочного познания являются категории. Самые разнообразные явления объясняются при помощи категорий, которые придают нашим знаниям не эмпирический характер, интуитивный и научный, а всеобщий необходимый научный характер.
В соответствии с Кантом, рассудок является таким элементом, который не просто открывает законы природы, а попросту диктует их природе. Так, единство категорий и познавательная способность берут за свою основу не примитивное материальное объективное единство мира, а трансцендентальное единство самосознания человека.
Разум
Разум являет собою наивысшую ступень познавательного процесса. Кант рассматривает разум, как не имеющий прямую, непосредственную связь с чувственностью элемент. Он связан с ней посредством рассудка.
Главные идеи разума, которые мыслитель определяет, как принципы, выполняют важнейшую регулятивную познавательную роль: они показывают то направление, куда должен направляться рассудок.