Антропология модерна окончательно отходит от представления о человек как обладателе личности, укорененной в сфере божественного и которой обещано воздаяние бессмертием и духовным общением с Богом.
Эпоха модерна – это антропологическая революция. В это время появляется целостное представление о человеке как самодостаточной единице – субъекте. Отныне человек равен человеку, он сам себя создает, сам ставит себе цели и задачи, своими силами стремится их реализовать. В этом смысле человек становится, по выражению древнегреческого мыслителя Протагора, «мерой всех вещей». Описанная позиция вырабатывается и отстаивается мыслителями Нового времени ($XVII-XIX$ вв.) и, в частности, эпохи Просвещения.
Рождение субъекта
Понятие субъекта в современном его понимании рождается из под пера Р. Декарта. Декарт начинает с того, что трактует человека двояко – как обладателя рассудка и отдельно телесности, которые обладают каждый своим онтологическим статусом. Бытие Бога, наличие духовности отныне выводится и доказывается не из идеи трансцендентного, а из мышления.
Человек, таким образом, предстает мыслящим субъектом, который не только природу мыслит рационально, но и бытие Бога выводит, используя рассудочные понятия. Человек модерна – это индивидуум.
Человек Нового времени – центральная точка мироздания. Такое свое положение им выводится логически. По большей части оно является предметом веры, родом новой религии.
Этому служит превознесение индивидуальных способностей рассудка каждого человека.
Утверждение антропологии модерна
Многие исследователи и представители философской антропологии склонные считать распространение антропологических идей модерна своего рода «массовым гипнозом».
Идеология новой антропологии очень активно популяризовалась в эпоху Просвещения через издаваемые научные журнал, энциклопедии, с университетских кафедр. Итогом этого стало всецелое укоренение в сознании людей вплоть до сегодняшнего дня идеи о человеке как самостоятельной разумной единице.
Человек постмодернизма
Понимание природы человека в эпоху постмодернизма резко изменяется. Постмодернизм выражает общее разочарование в идеале самостоятельного и безупречного субъекта-обладателя рассудка. Но с другой стороны, постмодернистская антропология идет дальше в толковании природы человека, привнося идеологию трансгуманизма, на развитие которой большое влияние оказывают информационные технологии и генная инженерия. Кроме того, постмодернизм носит ярко выраженный плюралистический характер.
Трансгуманизм исходит из традиционного представления о человеке как обладателе разума, особой психики, моралью и смертностью. Наиболее волнующим для трансгуманистов вопросом как раз и является смертность. Они, по большому счету, заняты поиском путей ее преодоления, которое возможно посредством научно-технических и информационных открытий.
Трансгуманисты считают человека промежуточным этапом в эволюции человечества как биологического вида. Новым видом по их мнению служит «постчеловек», обладающий способностями управлять своими интеллектуальными, психическими и волевыми качествами, что уподобляет его божеству.
Трансгуманизм стоит на позиции гедонизма. Его представители считают, что категорию страдания к характеристике человеческой природы прилагать не следует. Трансгуманист говорит о том, что человеку даны технические возможности, чтобы он мог получать в жизни наибольшее наслаждение. «Новый человек» - это «априори» гедонист.
Трансгуманисты разрабатывают концепт экстропии, который является противоположность энтропии и обозначает поступательное техногенное развитие и совершенствование человека и человечества в целом.
Антропологические воззрения трансгуманистов активно критикуются как самими представителями направления, так и теоретическими противниками. Таковыми являются сторонники биоконсерватизма, считающие нецелесообразным и этически неприемлемым работу по модификации человеческой природы.