Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Современная философия языка

Лингвистический поворот на современном этапе развития философии языка

Определение 1

Современная философия языка – это исследование состояния философии языка в синхроническом аспекте.

Традиционно считается, что все философы-постмодернисты осуществили лингвистический поворот в философии языка. Иногда факт подобного поворота толкуется как один из критериев различения между философией языка модерна и постмодерна. Бесспорно, для этого существуют определенные основания для подобного утверждения.

Однако точка зрения на лингвистический поворот как таковой, что истолковывает развитие речи только как несоизмеримость языковых игр, по мнению многих учёных, является слишком упрощенной. Как сам лингвистический поворот, так и особенно его последствия для дальнейшего развития философии языка, – это достаточно сложный и неоднозначный феномен. И в его русле можно обнаружить как ярко выраженные постмодернистские подходы, так и попытки, которые скорее ассоциируются с философской культурой эпохи Модерн.

С помощью лингвистического поворота возможно продемонстрировать некоторую преемственность в развитии философии языка от модерна до постмодерна. Действительно, подавляющее большинство современных философов считают, что хранилище философии – это язык.

В современном философско-лингвистическом анализе феномена языка условно можно выделить две линии:

  • линию Витгенштейна, делающую акцент на несоизмеримости языковых игр;
  • линию Фреге, которая занимается поисками общей теории значения.

Сторонники первого постмодернистского подхода подчеркивают уникальность языка, несоизмеримость её прагматики.

Представители второго направления недовольны абсолютизацией уникальных, плюральных характеристик языка как феномена культуры в концепциях радикальных постмодернистов и сосредоточены полностью на модерновом духе в отношении фундаментальных, абсолютных параметров языка.

Существуют и некоторые другие подходы к осмыслению феномена языка, которые стоят в стороне указанных магистральных линий его исследования. Таким, например, является граматология Ж. Деридда.

Готовые работы на аналогичную тему

Лингвистический поворот в философии языка, по мнению Т. Маккарти, для главного направления аналитической философии однозначно ведет к семантике идеальных или естественных языков. По мнению современных философов, оно приводит к прагматике естественного языка в его практическом использовании. Речь идет об исследовании лингвистических практик, которые понимают:

  1. или в узком смысле – «теория силы влияния» Даммита;
  2. или в смысле единой теории лингвистической коммуникации – трансцендентальная прагматика Апеля;
  3. или же в смысле общего учения о «языковых играх» – «агонистики языков» Лиотара.

Спектр последствий лингвистического поворота в философии языка достаточно широк. Этот поворот ведет к политике использования языка, в частности:

  • к «генеалогии власти» (Фуко);
  • к критике идеологий, укоренившихся в социальной несправедливости (Хабермас);
  • к герменевтике подозрения (Рикёр);
  • к риторике и поэтики языка в философской герменевтике (Гадамер, Рикёр);
  • к практике деконструкции метафизики (Деридда);
  • к нарративному пониманию эпистемологического и нравственного кризисов (Макинтайр);
  • к номадологии и шизоанализу (Делез).

Итак, современная философия языка неизбежно приводит к прагматике, политике, риторике, поэтике использования языка. Поэтому он элиминирует иерархические оппозиции, на которых основывалось традиционное представление о философии языка.

Подобное устранение оппозиции в философии языка означает:

  • для одних философов – конец философии языка;
  • для других – создание новой систематической концепции философии языка;
  • для третьих – потребность трансформации философии языка в философскую герменевтику.

Современная философия языка: подходы Витгенштейна и Фреге

Поворот от «философии сознания» (Хайдеггера) к «философии языка», от семантики языка к её прагматики характерен и для Л. Витгенштейна. Его философским взглядам присуща весьма существенна эволюция. Наиболее значимое влияние на дальнейшее развитие философии и в частности, философии языка имели его поздние работы, в которых изложена концепция «языковых игр».

Замечание 1

Термин "языковая игра" подчеркивает, что речь является частью деятельности, образа жизни.

Нетрудно заметить почти полную идентичность этой версии лингвистического поворота с хадеггировской – язык как «домом бытия» человека.

Обосновывая свою теорию языковых игр и известную формулу «значение является употребление» Витгенштейн вполне уместно ссылается на Фреге: она (вещь) вне игры не имеет названия, поэтому Фреге имел ввиду, что слово имеет значение только в контексте предложения. Однако дальше их пути расходятся.

Для Фреге институт языка является автономным. Механизм выражения мнения с помощью предложений следующий: мы устанавливаем истинность или ложность предложения, исходя из его структуры, при этом понятие истины – это результат общих языковых практик, которые сопоставляют предложения с данным истиностными характеристиками, в соответствии с той или иной конвенцией, определяющей лингвистический акт. Витгенштейн же придерживается противоположного мнения. В его концепции для речевого акта самое существенное – это то, что он непосредственно связан с другими действиями, именно эта связь придаёт словам их значение.

В результате революции, осуществленной Фреге в философии, наконец стало возможно дать положительный ответ на скандальный вопрос, который интересовал ещё Канта: «Возможен ли прогресс в философии?» На этот вопрос, как показал Фреге, возможно ответить с помощью успехов в «логике», обнаружив специфику подхода аналитической философии языка: анализ мышления с помощью анализа языка.

Если раньше мыслители считали, что философия – это исследование чисто рациональными методами наиболее общих свойств универсума; или что она является осмыслением работы человеческого разума; или она является практикой обоснования (оправдания) различных требований к знаниям, которые накапливаются в различных дисциплинах, то объект философских исследований, согласно Даммиту был установлен только благодаря Фреге. Только благодаря ему стало понятно, что целью философии является анализ структуры мышления; а также, что философское исследование мышления должно четко отличаться от психологического изучения работы мозга и, наконец, единственный метод исследования мышления, достойный доверия философов, заключается в анализе языка.

Таким образом, на современной этапе развития философии языка сторонники Витгенштейна всячески подчеркивают разнообразие языковых игр, то сторонники Фреге пытаются выстроить общую теорию значения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Алексеева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис