Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие философии языка

Содержание статьи
Определение 1

Философия языка — это раздел философии, занимающийся исследованием языка и речи, изучением их основополагающей роли в познании и структурах сознания и знания.

Общее представление о философии языка

В настоящее время философия языка наряду с другими направлениями стоит в центре исследований западной философии. Философия языка как философская концепция рассматривает язык как ключ к пониманию мышления и знания. Проблему языка рассматривали ещё до оформления философии языка в качестве самостоятельного философского направления. Это относится к таким философам, как Аристотель (трактат «Категории»), И. Кант (разработка категорий рассудка), Ж. Ж. Руссо (идеи о происхождении письменности), Дж. Милль (вклад в теорию референции), В. Гумбольдт и другие.

В связи с изменением объекта исследования произошёл переход от классической философии к философии языка, который именуется «лингвистическим поворотом». Если раньше изучали «идеи», изучали познающего субъекта, то теперь внимание приковано к лингвистическим понятиям — предложению и терминам, познающий субъект отодвигается на второй план, а дискурс начинает рассматриваться как автономный.

Этот «лингвистический поворот» наблюдается во многих современных философских концепциях: например, структурализм и постструктурализм, феноменология и герменевтика. Философия не считает возможным в настоящее время игнорировать языковой аспект при изучении философских проблем. Философские направления, возникшие и развитые за последние 50 лет, так или иначе были подвергнуты воздействию идеями философии языка.

Главными направлениям изучения в рамках философии языка являются:

  • референция;
  • смысл;
  • понимание;
  • интерпретация;
  • функции языка;
  • коммуникация;
  • соотношение истины, мысли и практики;
  • перевод;
  • семантика;
  • теория значения.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Таким образом, философия языка представляет собой не только конкретное направление исследований аналитической философии, но и особый стиль философского мышления, связанный с повышенным интересом к вопросам о способах построения теорий и с изучением принципов упорядоченности средств выражения знаний.

История философии языка

Термин «философия языка» был предложен в разное время разными философами: П. И. Житецким (1900), позднее — А. Марти (1910), К. Фослером (1925), О. Функе (1928), М. М. Бахтиным и В. Н. Волошиновым (1929)

Первые мысли, относящиеся к философии языка, были отмечены ещё в работах Платона и Аристотеля. Впервые строгие методы логики и математики в целях формирования философии языка стали применятся знаменитыми философами XVII века – Уилкинзом и Лейбницом. В дальнейшем эта идея была развита в трудах Дж. Милля и Дж. Буля. Современная философия языка определилась со своими главными проблемами и понятиями в работах Б. Рассела, Дж. Мура, Г. Фреге, особенно Ф. де Соссюра («Курс общей лингвистики»).

Развитие философии языка как самостоятельного философского направления можно представить в несколько этапов.

Первый этап формирования философии языка длился с 1880-х до 1930-х годов. Он характеризуется противостоянием с неогегельянством, подтверждением аргументов в пользу философско-лингвистических методов анализа. Основными становятся идеи Людвига Витгенштейна, который продолжал развивать мысли Дж. Мура, Б. Рассела, Г. Фреге и других философов, заключающиеся в том, что философия является процедурой «логического прояснения мыслей» и устранением из процесса познания ситуаций, которые только кажутся проблемными.

Кроме того, важным для философии языка того времени была деятельность Венского кружка (сообщество философов под руководством Морица Шлика, которые на постоянной основе собирались в Вене в 1920-1930 гг.). Он занимался проблемами логического анализа науки, что способствовало зарождению концепций логического позитивизма. Также предпринимались попытки свести теоретические положения к некоторым базовым предложениям, эмпирическим по содержанию.

Период с 1930-х по 1960-е годы образует второй этап развития философии языка. Именно в это время философы (Дж. Остин, Л. Витгенштейн) сместили акцент с логических моделей философско-лингвистического исследования на анализ повседневных языков. Разрабатывают значимую для философии языка концепцию «языковых игр», которая представляет собой правила, образованные в процессе деятельности людей и выражающих принципы жизни человека в целом.

П. Стросон, Г. Райл и другие философы создали и развили теорию речевых актов. По их мнению, в основе логики и структуры языка лежат несколько культурологических предпосылок.

С. Крипке, Х. Патнэм и Д. Каплан разработали немаловажную теорию значения и референции, которая заключается в анализе утверждений, касающихся бытия, науки, религии, этики и на основе этого анализа выдвигает вывод о зависимости языка от внешних, социальных феноменов, противостоящих внутренним явлениям (таким как мышление).

Третий этап (1970-е – 1990-е гг.) отмечен психологической ориентацией философии языка В трудах Дж. Сёрла, Я. Хинтикки, Д. Деннета и других философов первоочередное внимание приковано философским проблемам сознания и философии психологии.

В этот период философия языка исследовала крупные языковые единицы (дискурс, предложения). Внимание философов переместилось с объективных и однозначных понятий на концепты. Таким образом, к XXI веку предмет философии языка подошёл в расширенном понимании: не просто язык как проявление ментальной активности, а речь, речевая коммуникация и все формы использования языка, рассматриваемые в качестве способов действия.

На современном этапе развития философии языка помимо логического анализа языка развиваются концепции герменевтической интерпретации языка (П. Рикер и Г. Г. Гадамер), структурный психоанализ Ж. Лакана, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, трансцендентальная прагматика К. О. Апеля. Предметом их изучения являются языковые коммуникации, речевые высказывания, семантика и прагматика языка.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Елена Алексеевна Клёкина

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис