Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века
Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века
Определение 1

Русская философия первой половины $19$ века была представлена целой плеядой прогрессивных философов-мыслителей, писателей, публицистов, ученых.

Для философии данного периода было характерно заниматься вопросами, касающимися философии права. Русские просветители уделяли иэтим вопросам особое внимание, поскольку так требовал политический контекст России. Начало правления императора Александра По данной теме мы уже выполнили презентацию Александр Александрович Блок подробнее $1$ ознаменовалось как эпоха реформаций и перемен, в ответ на стимул преобразований, которые прошли в общественной и политической жизни в Европы.

Готовые работы на аналогичную тему

Перед философами и мыслителями становились задачи нравственного развития народа на пути преобразования страны, освобождения и просвещения крестьянства.

Идейные течения

Среди прочих направлений, выделялось крупное течение мистиков, идеологами которого были: А.Ф. Лабзин, М. М. Сперанский, с идеями реформирования христианства.

На основе активного изучения идей западной философии формируется один из известных кружков, члены которого именуют себя любомудрами. В $1823$ году в него входят: В. Ф. Одоевский, Д. В. Венивитинов, И. В. Киреевский, А. И. Кошелев. Основные идеи данного кружка оформлялись как оппозиционные к абсолютизму и официальной идеологии. Свои мысли они черпали из трансцендентальной идеологии Шеллинга По данной теме мы уже выполнили реферат Герменевтика подробнее . Резко критиковали материализм.

Движение Декабристов

Большое влияние на развитие философии первой половины $19$ века оказало движение декабристов. Декабристы – революционеры-демократы дворянского происхождения, основной своей целью видящие отмену крепостного права в России. Особое впечатление на них оказала Отечественная война $1812$ года и революции в Европе, следствием чего было осознание отсталости России в социальном, политическом и экономическом развитии. Одно направление декабристов выступало за конституционную монархию, другое – за республиканское устройство.

Основные требования: предоставление свободы слова, вероисповедания, наделение крестьян землёй.

Декабристы создавали тайные общества, наиболее известные:

  • «Общество истинных и верных сынов отечества»,
  • «Союз благоденствия»,
  • «Северное общество»,
  • «Южное общество»,
  • «Общество соединенных славян».

Представители декабристов: Н. М. Муравьев, П. И. Пестель, М. А. Фонвизин, П. И. Борисов.

Консервативная тенденция

Восстание декабристов вызвало волну консерватизма в России. Помещики-крепостники и царская власть нацелили усилия на укрепление своих идеологических основ. Особенно ярко это представлено теорией «официальной народности», которую сформулировал министр народного просвещения С. С. Уваров: «православие, самодержавие, народность».

Другой общественный деятель М. П. Погодин так же выступал в качестве теоретика официальной идеологии, который представил концепцию самобытного развития России.

Славянофилы и западники

К $40$м годам возникает течение, которое поддерживает идею уникального пути развития России – славянофильство. Крупные идеологи: А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский. Своё мнение они представляли в понимании того, что Россия не должна следовать западному образцу, а опираться на свой внутренний потенциал, культуру, быт и народ.

Противниками славянофилов выступали западники, ещё одно общественно-социальное движение, которое полагало, что Россия движется по заранее отсталому пути, чтобы исправить это, Россия должна ровняться на европейские страны, перенимая уже проверенные опытом идеи, концепции и теории.

Основные представители: П.Я. Чаадаев, В.С. Печерин, И.А, Гагарин, В. С. Соловьёв, Б. Н. Чечерин, И. С, Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Т. Н. Грановский, М. М. Бахтин, Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин, И. В. Вернадский.

Почвенничество

Почвенничество –общественно-литературное движение, сформировавшееся в $60$-е годы $19$ века.

Почвенничество характеризовало себя как ответвление европейского философского романтизма, с отсылкой к идеям славянофильства, но, не отождествляясь с ним. Истоки своего возникновения почвенничество берёт в поиске самобытного пути развития отечества в момент социального надлома, образовавшегося после реформы от $1861$ года (манифест об отмене крепостного права Александром II). Ведущими представителями почвенничества были выходцы из разночинной демократии, примыкавших к журналам братьев Достоевских По данной теме мы уже выполнили реферат Артмир по Достоевскому подробнее : «Время» ($1861−1863$) и «Эпоха» По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Движущие силы истории подробнее $(1864−1865)$. Основоположники почвенничества: Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов. Достоевский выступал с критикой крепостного права и отчужденности образованного населения от народа. Он обосновывал в своём труде «Книжность и грамотность»:

«Русское общество должно соединится с народною почвой и принять в себя народный элемент».

В социально-экономической направленности почвенничество выражало свои стремления увести Россию с буржуазного пути развития, поскольку видело в нем антигуманистическую тенденцию, спасти Россию от революционной чумы.