Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Гуманитарные науки и развитие человечества

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Гуманитарные науки и развитие человечества
Гуманитарные науки и развитие человечества
Определение 1

Гуманитарные науки – это обладающая специфическими методами познания отрасль научного знания, объектами исследования, которой выступают человек и общество, а также продукты их деятельности.

Развитие гуманитарного знания

Гуманитарное знание – это знание о человеке и обществе, а потому оно всегда было среди актуальных вопросов мыслителей разных времен и народов, ведь в конечном итоге вся философия и всякое знание вообще исходят из стремления человека понять самого себя и найти свое место в этом мире. Вместе с тем, гуманитарное знание значительно дольше, чем естествознание, находилось и развивалось в лоне философии, прежде чем смогло выделиться в самостоятельную систему наук.

Помощь со студенческой работой на тему
Гуманитарные науки и развитие человечества

Уже в античной философии, начиная с Сократа, философы поднимали вопросы о сущности человеческой души, об устройстве человеческого общества, о правилах и способах поведения, изложения мыслей, истории народов и т.д. Однако длительное время, начиная с античности и практически вплоть до девятнадцатого века, гуманитарное знание развивается относительно самостоятельно в рамках так называемого «тривиума», включающего в себя:

  • риторику, т.е. искусство ведение диалога и произношения речей;
  • грамматику, т.е. искусство письменной речи;
  • поэтику, т.е. искусство стихосложения.

Как полностью самостоятельная область знаний гуманитарные науки оформляются лишь в девятнадцатом веке и данный процесс полностью детерминирован логикой развития человеческого общества. Философия просвещение, торжество научно-технического прогресса, следующая за ними либерализация и демократизация общества, расширение возможностей образования и его доступности для широких слоев, превратили народы из пассивного третьего сословия, которое долгие века было лишь покорным фундаментом для властвующих и действующих элит, в самостоятельный субъект истории, способный формировать собственную политическую волю и проявлять ее через новые социальные институты. Необходимость понять процессы, происходящие в обществе, а также получить в свои руки рычаги к их эффективному управлению, обусловили необходимость возникновения гуманитарного знания, как самостоятельной области науки, а не как разделов философских размышлений.

Не только власть, но и общество стремилось к самосознанию и самопознанию. Именно в девятнадцатом веке происходит формирование большинства гуманитарных наук, возникает интерес не только к элитарной, но и народной, самобытной культуре, к научному и доказательному изучению собственной истории, исследованию человеческой психики.

Специфика гуманитарного знания

Вместе с тем, на своем пути гуманитарные науки встречали большее число препятствий в сравнении с науками естественными, что обусловлено особенностями их специфики:

  • феноменом свободы главного объекта познания – человека и общества;
  • уникальностью объекта исследования;
  • ограниченной применимостью естественно-научной методологии, необходимостью собственных, уникальных методов исследования.

В то время как естественные науки изучают окружающий мир существующий по более-менее объективным законам, гуманитарные рассматривают мир человека и его деятельности, в котором любые законы создаются самим человеком и им же нарушаются. Человеческое поведение в самых разных сферах жизни – политической, экономической, духовной, юридической и т.д. остается слабо прогнозируемым и в настоящее время, более того закономерности и процессы, выявленные в одно время и в одной культуре, становятся неактуальными уже спустя несколько десятилетий или даже лет, и не пригодными для другой культуры, в то время как законы природы относительно незыблемы и вечны.

Гуманитарное знание с самого момента своего возникновения находится под давлением позитивистских установок в науке, рассматривающих опытно-экспериментальную организацию науки как идеал и образец. Однако в гуманитарных областях использование как экспериментальных методов исследования, так и соблюдение требований к критериям истинности знания не представляется возможным, более того сам характер объекта исследования таков, что каждый исследователь становится скорее интерпретатором, чем объективным описателем данного объекта, ведь культура непосредственно связана с системой ценностей, мировоззрения, убеждений каждого человека, и любая оценка будет в той или иной степени пристрастной.

История и развитие человечества

Изучения развития человечества с древнейших времен и до наших дней представляет собой удел исторической науки. История стремится не только к восстановлению фактологической цепочки события, что в некоторых случаях бывает невозможно, но в большей степени к ее качественному анализу, выявлению тех механизмов и закономерностей, которые направляют движение исторического процесса, детерминируют развитие общества, определяют его направление, и позволяют с определенной вероятностью рассмотреть, как общество будет развиваться в дальнейшем.

Историческая наука является одной из наиболее пристрастных наук, поскольку исследователь, как бы не хотел являться объективным, является носителем определённой культуры, языка, политических взглядов, гражданином определенного государства, что безусловно не может не сказываться на его интерпретации изучаемых событий. Более того именно история чаще какой-либо другой науки находится под давлением политического заказа. При всякой смене власти, история страны начинает заново переписываться, меняются ее акценты в угоду тем или иным идеологическим позициям власти.

История представляет собой одну из важнейших наук как для развития человека, так и для развития общества. Любой человек стремится к самоопределению, которое предполагает ответ на вопрос «кто я?». А он невозможен без ответа на вопрос «откуда я?». В этот момент человек обращается к истории – своей лично, своей семьи, города, страны, человечества. В древние времена эти знания человеку предоставлял миф, передававшийся в устной традиции из поколения в поколение, где происхождение рода человеческого и его место на земле возводилось к предкам, божествам и т.д. В настоящее время это миф исторический, и в зависимости от его изложения складываются взгляды человека на мир, образы исторических противников и союзников, гордость или стыд за собственную страну.

comments powered by HyperComments